La Repubblica | 18 декабря 2007 г.
Вьетнамские зомби
Витторио Зуккони
Они прячутся в джунглях Лаоса, пытаясь спастись от охоты, которую организовал против них коммунистический режим. Это нерегулярные подразделения, деятельность которых в 60-е годы оплачивало ЦРУ, использовавшее этих бойцов в войне с Вьетнамом, а потом бросившее их, вместе с их женами и детьми, после ухода американских войск. 30 тысяч человек, о которых полностью позабыли, которые за всю свою жизнь ни разу не видели белого человека - пока корреспондент New York Times не побывал в их тайных убежищах.
Это армия зомби, позабытая историей, человеческие реликты другого военного поражения, созданные, а потом брошенные империями, которые их используют и выбрасывают, когда в них больше нет нужды. В самом центре джунглей Индокитая, в долине Лаоса, рядом с Меконгом, обитает банда бойцов нерегулярных подразделений народности хмонг, которых ЦРУ завербовало в 60-е годы в качестве вспомогательных сил для ведения боевых действий во Вьетнаме и существование которых сегодня Вашингтон игнорирует. Бойцов бросили на вымирание вместе с их детьми, сделав их объектами для медленной, жестокой охоты на человека, которую ведет коммунистическое правительство Вьентьяна с целью уничтожения этого последнего воспоминания о войне, которую все, победители и побежденные, хотели бы забыть.
На них вышел корреспондент New York Times, следуя путями, проложенными людьми ЦРУ для того, чтобы добраться до бойцов, вооружить их и привлечь к участию в секретной войне, которую Вашингтон вел против коммунистов Лаоса, вьетконговцев и северных вьетнамцев, организовавших доставку необходимых грузов красным повстанцам на юге через горы по тропе Хошимина. По заданию ЦРУ, так, что об этом не знали ни Конгресс США, ни американские граждане, бойцы племени хмонг контролировали воздушные базы, дорожные узлы, населенные пункты, выполняя приказы местного "полевого командира", так называемого генерала Ван Пао, работая за деньги и за обычные обещания, которые раздают колониальные державы, когда они нуждаются в местных племенах для ведения своих войн. Но спустя 30 лет после бегства американцев из Индокитая, победы коммунистов во Вьетнаме и Лаосе, которые стали вместе с Китаем большими друзьями и партнерами США и которых американцы в свое время безуспешно пытались уничтожить, эти немногие тысячи непримиримых, решивших окопаться в джунглях или не сумевших присоединиться к 300 тысячам хмонг, нашедшим убежище в Америке, умирают медленной смертью японских солдат, брошенных на Филиппинах или в Новой Гвинее после капитуляции Токио.
Многие из них, и все те, кому нет 40 лет, никогда не видели "белого человека" и американца, с тех пор как "мистер Тони" - как звали сотрудника ЦРУ, который руководил их действиями - покинул их, вернувшись на родину.
О существовании этого племени было известно благодаря расследованиям Amnesty International и докладам "Врачей без границ", которые их посещали, лечили тех, кому удавалось пересечь границу с Таиландом и укрыться в убогих лагерях, где ООН и правительство Таиланда, которое сейчас находится в прекрасных отношениях с коммунистическим Лаосом, неохотно принимали их.
Когда до них добрался американский корреспондент, он стал свидетелем мучительно эмоциональных сцен, как будто бы он, отважный журналист, был знаком того, что неблагодарная мать Америка вернулась, чтобы забрать их и увезти отсюда, в "райские кущи" Калифорнии, где живет большая часть беженцев хмонг. По меньшей мере, чтобы вернуть те двухмоторные DC3 компании Air America, которые использовались ЦРУ для доставки на горные аэродромы, уничтоженные сегодня джунглями, еды, одежды, оружия и медикаментов.
Они будут долго ждать, потому что эти две тысячи зомби войны, о которой больше никто не хочет вспоминать, теперь, когда между США, Китаем, Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей, Таиландом ведется торговая война игрушек и обуви, произведенных за гроши, стали неудобными для всех. Хмонг, эмигрировавшие в Калифорнию, где с большим трудом они пытаются интегрировать свои традиции, как, например, браки с несовершеннолетними девочками, которые являются нарушением американских законов, поддерживают контакты с родственниками по другую сторону Тихого океана. Один из старейшин деревни, Ксан Янг - хмонг, китайская народность, проживающая на территории четырех соседних стран, - говорит, что пару раз в год ему удается тайком пробраться к общественному телефону и поговорить с дочерью, которая работает почтальоном в Фресно, Калифорния, чтобы попросить послать ему немного денег. И дочь посылает эти деньги, подвергаясь шантажу и грабежу со стороны контрабандистов, которые прикарманивают половину тех мизерных сумм, что она направляет отцу.
Их всего несколько сотен, этих позабытых бойцов, лишенных надежды когда-нибудь выбраться отсюда, где они питаются рисом, который им с большим риском для себя дают жители соседних деревень, сладким диким картофелем, мелким лесным зверьем, которое они добывают при помощи лука и стрел, храня немногочисленные винтовки для боев с регулярной лаосской армией, совершающей периодические рейды, скорее с целью побеспокоить их, нежели уничтожить. За несколько дней до приезда журналиста был похоронен 5-летний мальчик. У многих детей шрамы от огнестрельного оружия или шрапнели, от металлических осколков гранат, которые использует армия при обстрелах лагерей скрывающихся бойцов.
И никто пальцем не пошевелит, чтобы их спасти. Американское правительство предпочитает о них позабыть, как позабыло горных стрелков во Вьетнаме, сражавшихся с большой отвагой против вьетконговцев, и отказывается признавать, что эти солдаты были завербованы ЦРУ, хотя Янг и другие старики еще прекрасно помнят коды, приказы, инструкции, передававшиеся "мистером Тони", которые они произносят как молитвы и увещевания к безучастному Богу.
Для Китая и Вьетнама, двух самых крупных соседей, они - причина для беспокойства, но гораздо более мелкая по сравнению с открытой раной Тибета. А по новому американскому закону об иммиграции, злополучному Patriot Act, который был принят в панике после событий 11 сентября, эта банда изнуренных призраков и ослабленных от недоедания детишек является "террористами", потому что они, как гласит закон, взяли в руки оружие, чтобы бороться с признанным правительством. И тот факт, что им платила сама же Америка, агитировала их и вооружала против признанного правительства, иными словами, сама превращала их в террористов, ничуть не волнует Вашингтон. Великие державы, учит история, не имеют друзей, у них имеются только интересы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях