Financial Times | 18 февраля 2002 г.
Российские корпорации теплее относятся к олимпийскому огню
Мэттью Гэррэн
Члены Российского Олимпийского комитета любят праздновать победы, выпивая по стопке ледяной водки. На этой неделе на Зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити водки было поглощено много - в частности, на приеме, организованном в честь компании "Русский алюминий", одного из главных спонсоров организации.
Финансирование олимпийских команд крупными корпорациями - не новость. Известным брэндам выгодно быть представленными на международных соревнованиях, укрепить положение внутри своих стран за счет поддержки национальных спортивных усилий.
Но сделка "РусАла" с олимпийской сборной - поворотная точка в развитии бизнеса и спорта в России. Со времен развала коммунизма государственные инвестиции в российский спорт практически сошли на нет. Деньги западных спонсоров стали основным источником дохода и финансирования участия команд в соревнованиях.
"Нелепая ситуация, - считает Александр Лившиц, бывший экономический советник Бориса Ельцина, заместитель генерального директора "РусАла". - Спонсорами были "Smirnoff", "Adidas", "Samsung", "Reebok" и "Coca-Cola". Ни единой российской компании".
На играх в Солт-Лейк-Сити все изменилось. 22 из 24 спонсоров - российские компании. Для "РусАла", второго в мире производителя алюминия, спортивное спонсорство - возможность укрепить свою репутацию, особенно в США, куда отправляется почти 30% экспорта компании.
Переплавляя металл, производители алюминия потребляют огромное количество электроэнергии. Внутренний американский рынок алюминия с трудом приходит в себя после прошлогоднего калифорнийского энергетического кризиса, и у компаний других стран появилась возможность увеличить долю на этом рынке.
С точки зрения Лившица, не менее важную роль играет повышение качества корпоративного управления в "РусАле", хорошие отношения компании с мировыми финансовыми центрами. "Рынок США важен для нас, но еще более важен выход компании на финансовые рынки, установление контактов с американскими банкирами и инвестиционными фондами", - говорит он.
Лившиц стремится привести нормы ведения финансовой отчетности и бизнеса в соответствие с западными стандартами. В настоящее время другие российские компании начали серьезнее относиться к корпоративному управлению - в частности, начали повышать объемы дивидендов, выплачиваемых инвесторам.
"РусАл" был создан за счет слияния крупнейших российских производителей алюминия. После этого компания сократила количество посредников, которые обычно занимались реализацией продукции компании, и перешла на модель прямых продаж.
Это было сложно сделать на российском рынке, который находится в нестабильном состоянии, страдает от беззакония и нарушений норм добросовестного поведения. "РусАл" и сам не избежал нелицеприятных обвинений. Главе компании Олегу Дерипаске отказано во въезде в США. Два бывших партнера компании обвиняют его в вымогательстве и коррупции.
Помимо имиджа компании, Лившиц стремится улучшить в ней методы ведения бизнеса. По его словам, это поможет изменить отношение к компании ? а также и к России - за рубежом. "Мы хотим показать миру, что Россия меняется", - говорит он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях