Die Welt | 18 февраля 2002 г.
Патриарх Алексий II упрекает Ватикан в атаке на православных
Гернот Фациус
Алексий II рассматривает Россию в качестве исключительно православной территории
Еще недавно перспективы отношений между Римом и Русской православной церковью (РПЦ) выглядели вполне радужно. Митрополит Питирим и архиепископ Илларион Алфеев в качестве делегатов от Московской патриархии принимали участие 24 января во встрече представителей мировых религий; оба они были приглашены к папе для конфиденциальной беседы. "В принципе", как сказал потом архиепископ, патриарх Алексий II "согласился" на встречу с Иоанном Павлом II.
Но все это осталось в прошлом. Намерение поднять статус четырех апостольских администратур до уровня епархий стало поводом для охлаждения отношений двух великих церквей. Патриарх видит в решении Ватикана очередную атаку на принцип "одна нация, одна церковь"; уже в 1991 году, когда были созданы администратуры, он говорил об этом шаге как об оскорблении. Алексий II рассматривает Россию в качестве исключительно православной территории. "Министр иностранных дел", митрополит Кирилл, дал понять Риму, что теперь им "говорить не о чем".
Ватикан старается представить такое преобразование как "совершенно обычную административную меру", как "простую заботу о душах 1,3 миллионов российских католиков". Это то же самое, что предприняла и РПЦ, учредив православные епархии в некоторых католических странах Западной Европы. Пресс-секретарь Ватикана Хоакин Наварро Валльс попытался втянуть в эту церковную игру президента Владимира Путина. Такое решение папы, говорил он, не представляет проблем ни для президента, ни для правительства. Москва меж тем постаралась отстраниться от любых действий, порекомендовав Ватикану урегулировать этот вопрос с РПЦ.
Кремль оказался в достаточно затруднительном положении. Россия как член Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) подписала документ, в котором признается право религиозных общин на организацию их структур в соответствии с собственными институционными и иерархическими принципами. Между государственным руководством и патриархией существует определенное расхождение во мнениях. Путин выступает на стороне тех, кто приветствует визит папы в Москву, тогда как патриарх Алексий II находится, очевидно, в плену взглядов националистических и антиэкуменических кругов, которым везде чудится измена интересам России.
Ультранационалист Владимир Жириновский смог подвигнуть Думу к тому, чтобы она включилась в этот конфликт на стороне патриархии. Эти силы в доказательство своего мнения позволяют себе ссылаться на то, что католическая церковь за последние десять лет передала РПЦ более 17 млн. долларов. И хотя это никак не может свидетельствовать о враждебности Ватикана, они в милосердии и благотворительности видят лишь одну цель ? отобрать у РПЦ ее паству. При этом они следом за православными иерархами безо всяких к тому оснований повторяют упрек к католической церкви по поводу прозелитизма ("ловли душ"). Уже в 1993 году двусторонняя комиссия, образованная Ватиканом и РПЦ, отвергла прозелитизм; решение комиссии включено в католическое церковное право, и Иоанн Павел II несколько раз давал РПЦ пояснения этому вопросу. Даже "униатство", связь восточных церквей с папой, например, это касается греко-католической церкви на Украине, лишь условно годится как аргумент против Рима.
Остается вопрос, почему статус администратур повышается именно теперь? Ватикан, очевидно, полагается на то, что православные братья скоро превозмогут свой "страх", как выразился епископ Клеменс Пикель из Саратова. Этим и объясняется наступательный образ действий. В российских средствах массовой информации, говорит Пикель, никакой отрицательной реакции отмечено не было. В позиции патриарха не обязательно отражается и мнение народа. Словесная война между "братскими церквами" будет продолжаться. Однако в Риме господствует мнение, что выход их тупика будет найден (член коллегии кардиналов Вальтер Каспер).
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях