The Independent | 18 февраля 2003 г.
Во время допросов свидетелям могут внушать ложные воспоминания
Стив Коннор
Американские ученые доказали, что полиции ничего не стоит убедить людей в том, что они были свидетелями чего-то, что не происходило в действительности, - просто им нужно внушить ложные воспоминания.
Более трети людей поддаются внушению ложных воспоминаний. К такому выводу пришла Элизабет Лофтус, профессор психологии Университета Калифорнии. Ее эксперименты позволяют объяснить, например, почему столь больше число жителей Вашингтона, заявили, что видели в тех районах города, где в прошлом году "работал" серийный снайпер, белый фургон. На самом деле снайперы пользовались Chevrolet Caprice темного цвета, а никакого белого фургона не было и в помине.
"Откуда взялся этот белый фургон? - задается вопросом профессор Лофтус. - Он появился после того, как кто-то в СМИ сказал, что снайпер ездит на белом фургоне. Вдруг вся страна начинает искать белый фургон, которого, может быть, вообще не существует".
В ходе одного из экспериментов Лофтус внушила группе добровольцев, бывавших в детстве в Диснейленде, ложное воспоминание о том, что во время посещения Диснейленда им удалось пожать руку Багсу Банни.
"Мы пытались найти пути внушения воспоминаний о том, чего никогда не происходило, - рассказывает Лофтус. - Мы должны были заставить людей поверить в то, что, когда они были в Диснейленде, им удалось пожать руку Багсу Банни. Но Багс никоим образом не мог оказаться в Диснейленде - это персонаж кинокомпании Warner Bros" .
И все же по окончании внушения 36% участников эксперимента рассказали, что они жали руку Багсу в Диснейленде.
Как замечает профессор, в практике правоохранительных органов часто бывают ситуации, когда они откровенно лгут людям, с которыми беседуют. Они говорят: другой свидетель утверждает, что видел вас там-то и там-то? То есть идут на обман, надеясь на то, что он приведет к признанию. Лофтус предупреждает, что такие методы ведения допроса, намеренно или непреднамеренно, являются подобием внушения или гипноза и к ним нужно относиться с большой осторожностью.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях