La Stampa | 18 февраля 2005 г.
Буш и Путин: конец любви
Маурицио Молинари
Накануне саммита в Братиславе напряженность между Белым домом и Кремлем растет
В преддверии саммита в Братиславе над отношениями между Белым домом и Кремлем сгущаются тучи. В ходе недавней поездки в Европу наиболее сложной встречей для госсекретаря США Кондолизы Райс был ужин с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, прошедший 5 февраля в Анкаре. Как бы подтверждая раздраженность Москвы по поводу итогов украинского кризиса, Лавров попросил Райс соблюдать зону приоритетов России на территории бывшего СССР, однако ответ госсекретаря был леденящим. "Это все равно что утверждать, что США еще входят в зону приоритетов Великобритании", - ответила Райс.
А дабы увеличить дозу, Райс напомнила Лаврову, что Россия еще не сдержала обещание, данное в 1999 году, и не вывела свои войска из Молдавии и Грузии.
Подготовка саммита, запланированного на четверг в Братиславе между Джорджем Бушем и Владимиром Путиным, сопровождается дипломатической напряженностью. Москве не понравилось решение пригласить нового украинского президента Ющенко на саммит США-НАТО во вторник в Брюсселе, а решение Кремля продать Сирии противоракетные системы "Стрелец" застало врасплох Вашингтон, поскольку как раз в Братиславе намечается подписание соглашения о запрещении торговли переносными ракетными комплексами. А "Стрелец", как считается, это не что иное, как переносные ракетные комплексы, стационарно смонтированные на шасси.
За разногласиями последних дней скрывается растущая нетерпимость администрации Буша к шагам, которые Путин предпринимает по трем фронтам: Ближний Восток, демократия и экономические отношения.
"На Ближнем Востоке Россия поставляет оружие Сирии и ядерные технологии - Ирану, т.е. она снова стала играть роль, которую играл СССР, - объясняет Ари Коэн из "Фонда наследия", оплота консерваторов, - с целью создания планетарной коалицию государств с участием Китая и Венесуэлы, задача которой - чинить препятствия американским интересам".
Коэн называет такую коалицию, которая обречена глобально соперничать с политикой США, "коалицией Примакова".
Но в качестве главного поля битвы между двумя странами намечаются все-таки вопросы демократии. До сих пор Вашингтон был умерен в своей критике арестов бизнесменов, имеющих политические амбиции (Михаила Ходорковского), и решения Путина самому назначать губернаторов, которых раньше выбирал народ.
Буш, который начал свой второй срок с предложения распространять в мире демократию, по данным дипломатических источников в Вашингтоне, в Братиславе более четко поставит эти вопросы, а также потребует уважать свободу самовыражения народов на территории бывшего СССР.
"У Буша хорошие личные отношения с Путиным, и я полагаю, что он ему скажет откровенно, - предсказывает Виктор Дэвис Хэнсон, главный аналитик Гуверовского института, - что продолжение подавления чужих мнений лишь приведет к международной изоляции России и к возвращению к авторитаризму".
Москва раздражена, и это дал понять министр обороны Сергей Иванов, упоминая о словах Буша о распространении демократии.
Бывший посол США в ООН Ричард Холбрук, который мог бы сегодня быть на месте Райс, если бы на выборах победили демократы, даже написал на страницах газеты Washington Post, что любовная история между Бушем и Путиным, которая началась после терактов 11 сентября 2001 года с совместной борьбы с терроризмом, закончилась.
"На самом деле на этом фронте тоже есть напряженность, - говорит один из европейских дипломатов в ОНН, - потому что Москва обвиняет Вашингтон в том, что он недостаточно оказывает давление на Саудовскую Аравию с тем, чтобы саудовские шейхи прекратили поддерживать чеченских сепаратистов".
И, наконец, есть трения по поводу экономики, имеющие не меньшее значение.
Решение Путина запретить иностранным компаниям участвовать в аукционах на разработку природных ресурсов Белый дом воспринял как поворот к протекционизму, ведь это прямой удар по проектам техасских корпораций Conoco Phillips, Shell, Chevron Texaco, Exxon Mobil и BP, и он последовал за отзывом лицензий на сахалинские месторождения у компаний Exxon и Chevron Texaco, несмотря на то что соглашение уже было заключено.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях