Financial Times | 18 февраля 2008 г.
Общаясь с Россией, Европа должна говорить в унисон
Дональд Туск
Россия - один из самых значимых соседей Европейского союза и самый крупный по величине. Следовательно, перед ЕС стоит трудная задача по выработке общей политики в общении с этим соседом, а также по ее последовательному воплощению в жизнь.
В новом Лиссабонском договоре говорится, что ЕС обязан заботиться о цельности своей внешнеполитической деятельности, но лишь в рамках ответственности сообщества. Между тем за пределами этих рамок среди государств-членов и крупных корпораций нарастает тенденция вести себя автономно. Никакой цельности не наблюдается, напротив, широко распространены разнонаправленные интересы и даже соперничество.
Кроме того, трения, возникающие во взаимоотношениях с Россией, обычно касаются отдельных стран, будь то вопросы поставок газа и нефти, эмбарго на сельскохозяйственную продукцию либо деятельности культурных центров. То, что для некоторых становится проблемой, позволяет другим усилить собственные позиции.
Надеюсь, что благодаря Лиссабонскому договору будет достигнут прогресс в области разработки цельной политики Европы, так как этот документ укрепит общую внешнюю политику. Договор также - как постулировала Польша - содержит статью о солидарности в области энергетики. Приступая к переговорам с Россией по поводу нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, стоит учесть уроки последних нескольких месяцев.
Во-первых, вне зависимости от того, насколько важна Россия как партнер для соответствующих государств-членов и сколько гибкости они готовы проявить, заботясь о своих частных интересах, исходной точкой должны быть общие принципы, по которым в ЕС достигнут консенсус.
Наглядным примером тому является место, которое Договор к Энергетической хартии и протокол по транзиту занимают в диалоге об энергоносителях между ЕС и Россией. Договор станет гарантией от сбоев в режиме поставок, но Россия его пока не ратифицировала. Вопрос в том, как мы поступим, приступая к переговорам с могучим и требовательным партнером: откажемся ли мы с самого начала от некоторых общих принципов, которые важны для ЕС, лишь потому, что предчувствуем возражения партнера. Движимые ложно понимаемым прагматизмом, мы можем уступить России инициативу в установлении условий сотрудничества в некоторых областях энергетического сектора. За это придется расплачиваться европейским компаниям и физическим лицам в форме повышенных цен на энергоносители. Именно поэтому следует четко сделать упор на обязательной силе основополагающих принципов Хартии.
Во-вторых, крайне важно, чтобы цели и ожидания были реалистичны. Россия не стремится следовать европейской модели. Она старается подчеркнуть свою идентичность и стать полюсом, притягивающим другие страны. Подобная позиция, несомненно, повлияет на окончательную форму нашего сотрудничества, что можно отчетливо видеть в дискуссиях о будущем Косово.
В-третьих, следует ставить в центр внимания не только экономические, но и общественные отношения. Шагом, демонстрирующим, что ЕС чувствует эти вопросы, является соглашение о смягчении визового режима, призванное поощрять контакты между учеными и деятелями культуры Европы и России, а также способствовать деловому сотрудничеству. Переговоры по соглашению о партнерстве и сотрудничестве заложили фундамент более широких переговоров о свободе передвижения - долговременной целью которых должна быть отмена виз. Однако свобода передвижения не должна быть единственной или главной среди основных свобод человека, вынесенных на обсуждение. ЕС, в соответствии с принципами ОБСЕ, следует иметь возможность для оценки развития России под углом прав человека и гражданских свобод.
И последнее, но не менее важное: всеобъемлющее партнерство между Россией и ЕС не должно быть препятствием для развития связей ЕС с другими восточноевропейскими соседями. Стремление этих стран в Европу иногда воспринимается как элемент борьбы за могущество России и Запада. Такой упрощенный подход не учитывает тот факт, что эти суверенные государства желают развивать модернизацию на основе европейских стандартов - что не исключает гармоничного сосуществования с Россией.
В политике ЕС это уже отразилось в разработке параллельных повесток дня - одна из них адресована России, а другая - странам, на которые распространяется "политика соседства ЕС", а именно Украине, Молдавии, Грузии, Азербайджану, Армении и в потенциале Белоруссии. Проблема в гарантиях, чтобы параллельное существование этих форматов не воспринималось как аргумент в пользу неразрывного взаимоувязывания этих процессов. ЕС следует отвечать на реформы в некоторых странах "по соседству с ЕС", предлагая им в перспективе присоединиться к нему.
Воплощение в жизнь статей договора ЕС, касающихся общей политики в области безопасности и внешнеполитической деятельности, открывает новые перспективы для сотрудничества между ЕС и Россией. Четкое формулирование основополагающих принципов будет способствовать крепкому партнерству, в центре которого будет решение общих глобальных проблем - например, климатических изменений, терроризма и распространения оружия массового поражения. Успех партнерства зависит от готовности сделать его опорой такие принципы, как прозрачность, обоюдность и взаимные преимущества.
Чем быстрее все государства-члены ЕС поймут, насколько важно говорить единым голосом во внешней политике ЕС, тем лучше будут отношения конкретных государств-членов и ЕС в целом с нашим крупнейшим восточным соседом.
Автор - премьер-министр Польши
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях