Los Angeles Times | 18 января 2002 г.
Российский ученый и США придерживаются полярных точек зрения по поводу спасательной операции
Мора Рейнолдс
Антарктика. Ученый считает, что требовать с команды деньги за эвакуацию - бездушие
8 января Артур Чилингаров, заместитель Председателя Государственной Думы и ученый-полярник, полетел на Южный полюс вместе со своими отважными друзьями. Он заявил, что их самолет АН-3, пролетевший около 1200 км над Антарктикой и приземлившийся в самой южной точке Земли, был первым одномоторным самолетом, совершившим такое путешествие. Президент России Владимир Путин позвонил по телефону, чтобы поздравить их. Однако по некой причине - одни говорят, что не удалось завести двигатель, другие - что погода была плохая - самолет не смог вернуть их обратно. Чилингарову пришлось просить о помощи США, исследовательская база которых расположена на Южном Полюсе.
Но самое страшное унижение было впереди - Антарктическая программа США потребовала у правительства России 80 000 долларов за спасение полярников.
"По закону нам запрещено оказывать помощь частным экспедициям, объяснил Питер Уэст, пресс-секретарь Национального научного фонда правительства США, который руководит программой. - Мы сохраняем за собой право возмещать затраты на гуманитарную помощь частным группам".
Чилингаров сказал, что его не предупредили о том, что спасение будет стоить денег, и что если бы он знал об этом, он не стал бы просить о помощи. Он утверждает, что требовать деньги - значит нарушать дух сотрудничества на континенте, который признан мировым сообществом мирной территорией для научных исследований.
"Кажется, что некоторые американские бюрократы забыли принцип полярного сотрудничества, - сказал он в интервью "Комсомольской правде". - Я лично не раз выручал американцев из сложных ситуаций, и делал это абсолютно бесплатно".
В конфликт вмешался Госдепартамент, заявивший, что официально экспедиция Чилингарова не спонсировалась правительством России, поэтому он сам должен оплачивать стоимость спасения. На этой неделе Чилингаров планирует обсудить ситуацию с послом США в Москве. Российское правительство пока никак не отреагировало на инцидент.
Оправдание экспедиции
Этот инцидент поставил Чилингарова, самого успешного российского ученого-полярника, в неловкую ситуацию. Отвечая на вопросы о том, было ли его путешествие разумным, он активно оправдывался. На пресс-конференции он раздраженно отреагировал на предположение, что совершал рискованную увеселительную прогулку с друзьями-путешественниками, у которых хватило денег на покупку антарктического приключения.
"Я не отрицаю того, что в любой экспедиции есть элемент приключения, - заявил Чилингаров. - Но для ученого-полярника здравый смысл и трусость - не одно и то же".
Чилингарову 62 года. Он получил образование океанографа и географа, с шестидесятых годов постоянно участвовал в советской и российской арктической и антарктической программах, получил звание "Героя Советского Союза".
Чилингаров рассказал, что 7 января российский самолет ИЛ-76 вылетел из чилийского Пунта Аренас, расположенного на юге Южной Америки, с разобранным АН-3 на борту. Команда приземлилась на базе "Патриот Хиллз" на западе Антарктиды, общем лагере для частных экспедиций, и собрала свой самолет.
На следующий день полярники - семеро россиян группы Чилингарова и семь других пассажиров, оплативших часть стоимости перелета - начали свой путь в направлении Южного полюса. Чилингаров отказался назвать имена остальных пассажиров, но по словам репортеров, среди них были граждане Украины, Франции, Швеции, Швейцарии и США. Они покрыли часть расходов на экспедицию, составивших около 1 млн. долларов.
Полет продолжался около 6,5 часов. Когда они прибыли на американскую станцию "Амундсен-Скотт" на Южном Полюсе, их тепло встретили ученые из США, которые выдали гостям сертификаты в память о путешествии и показали им станцию. По словам Чилингарова, ученые были потрясены, когда Путин позвонил, чтобы поздравить группу. Россияне подняли флаг своей страны.
С этого момента начались проблемы. Предлагаются разные объяснения того, что произошло.
На прошедшей в среду пресс-конференции Чилингаров заявил, что главной причиной решения не возвращаться обратно на АН-3 стала неожиданно испортившаяся погода.
"Я хочу подчеркнуть, что самолет находился в исправном состоянии", - сказал он.
Однако появилась информация о том, что путешественникам не удалось завести двигатель, выключенный на несколько часов. Уэст сказал, что Чилингаров выслал запрос в Госдепартамент США и попросил помочь ему перезаправить двигатель. Неизвестно, означает ли это, что в самолете было слишком мало топлива.
По словам Уэста, 10 января самолет "С-130 Геркулес", находящийся в ведомстве Национальной воздушной охраны Нью-Йорка, доставил Чилингарова и остальных россиян на главную американскую антарктическую базу "МакМердо", откуда они вылетели в Новую Зеландию.
В большинстве официальных российских сообщений о путешествии ничего не говорилось о спасательной операции. "Экспедиция полностью выполнила свою программу", - процитировало слова Чилингарова официальное информационное агентство ИТАР-ТАСС. Прокремлевский телеканал ОРТ, предоставивший Чилингарову оператора, показал серию репортажей о путешествии. Ни в одном из них ничего не говорилось о спасательной операции.
Чилингаров сказал, что целью экспедиции было укрепить репутацию России как антарктической державы и продемонстрировать международный статус континента.
США имеют три круглогодичные базы в Антарктиде, в том числе "Амундсен-Скотт". Советский Союз когда-то располагал пятью круглогодичными базами, одной из которых в семидесятых управлял Чилингаров. В последние десять лет России пришлось сократить свое присутствие на континенте.
"Пустая трата времени"
Валерий Лукин, глава Антарктической Экспедиции российского правительства, считает, что путешествие Чилингарова было бессмысленным фокусом.
"В английском языке есть хорошее выражение для этого - "adventure tourism" ("экстремальный туризм"), - сказал он по телефону из Санкт-Петербурга. - Именно так следует назвать путешествие Чилингарова на Южный Полюс. С научной точки зрения это было пустой тратой времени".
Чилингаров сказал, что если он получит счет, то оплатит его сам. "Если у нас есть финансовые обязательства, мы их выполним". Он сказал, что застраховал путешествие, и что российское правительство не будет его финансировать.
Кукурузник "АН-3" до сих пор остается припаркованным неподалеку от метрового шеста, стоящего на месте официального "дна" земного шара, в ожидании своих спасателей.
Чилингаров сообщил "Комсомольской правде", что собирается "на юг" в конце января, на этот раз в сопровождении двух монахов. Они воздвигнут на полюсе часовню и проведут там православную службу.
"По крайней мере, - сказал он, - ради чести России, они постараются это сделать".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях