The Wall Street Journal | 18 января 2005 г.
Путин перед лицом протестов обвиняет других
Гай Чейзан
Российский лидер не проявляет признаков отступления от непопулярной реформы
Столкнувшись с самой мощной волной протестов с момента своего вступления в должность, президент Владимир Путин возложил вину за неумелое осуществление реформы российской системы льгот на центральное правительство и региональных лидеров и велел министрам воспользоваться государственной казной, чтобы успокоить народ, разгневанный реформой.
Однако в своем первом публичном выступлении, ставшем реакцией на митинги и демонстрации, продолжающиеся уже вторую неделю, Путин не выказал никаких признаков отступления от непопулярной реформы, в завуалированной форме обвинив своего предшественника Бориса Ельцина в том, что тот возложил на правительство обязательства в области социального обеспечения, которые оно не в состоянии выполнить.
В сочетании с уже осуществляемыми попытками удовлетворить некоторые из требований протестующих, шаги, о которых было объявлено вчера, могут помочь реставрировать слегка пошатнувшийся авторитет Путина, особенно во время, когда оппозиционные партии слишком слабы, чтобы провести широкомасштабную мобилизацию противников Кремля. Однако в долгосрочной перспективе социологи и аналитики предупреждают, что растущее недовольство может подточить самое ценное политическое имущество Путина - его все еще огромную популярность.
Народный гнев был вызван новым законом о замене денежными выплатами социальных льгот советского периода, включая бесплатный проезд в общественном транспорте и субсидии на лекарства для пенсионеров, ветеранов и инвалидов. Протестующие пенсионеры заполнили улицы российских городов, парализовав движение транспорта в городах от Хабаровска, что у китайской границы, до Санкт-Петербурга на северо-востоке. Многие утверждают, что им до сих пор не выплатили денежную компенсацию, в то время как те, кто получил деньги, говорят, что их недостаточно, чтобы возместить потерянные льготы.
Создается впечатление, что демонстрации захватили правительство врасплох, выявив трещины в стройной системе, основанной на дисциплине, которую пытается построить Путин.
Вчера на встрече в Кремле Путин сказал, что министры и органы исполнительной власти на местах "до конца не выполнили те задачи, о которых мы говорили: не ухудшить положение тех, кто нуждается в помощи государства".
В выступлении, показанном по всем программам контролируемого государством телевидения, он распорядился о повышении пенсии, которую в России выплачивают всем женщинам с 55 лет, а мужчинам с 60, по меньшей мере на 15% с 1 марта. Средняя пенсия составляет порядка 2 тысяч рублей в месяц, и правительство уже планировало небольшое повышение, примерно на 100 рублей, которое должно было быть проведено через месяц.
Между тем в последние несколько дней некоторые региональные лидеры пытались ослабить напряжение, участвуя во встречах с пенсионерами и обещая компенсировать им по крайней мере часть утраченных привилегий.
Экономисты говорят, что маловероятно, что повышение пенсии и другие денежные компенсации дестабилизируют государственный бюджет России. Благодаря высоким ценам не нефть и газ, основные экспортные товары страны, российская казна полна. Профицит бюджета в прошлом году превысил 20 млрд долларов, что соответствует 4% ВВП, а повышение пенсии на 15% обойдется примерно в 1 млрд долларов.
Тем не менее, этого повышения может оказаться недостаточно, чтобы остановить протесты. Отмена льгот совпала по времени с повышением цен на проезд в общественном транспорте во многих городах, и грядет еще повышение цен на коммунальные услуги. Тем временем правительство намерено провести реформу систем здравоохранения, образования и пенсионного обеспечения, что неизбежно отразится на множестве людей. Аналитики говорят, что по мере претворения реформ в жизнь недовольство будет расти.
"Я думаю, что это только начало", - считает Юрий Левада, глава Центра Левады - одного из самых уважаемых социологических институтов в России.
Отметив просчеты в воплощении реформы в жизнь, Путин отстаивал необходимость реформирования системы льгот, которую он считает "крайне неэффективной".
Прямо не называя имени Ельцина, он осудил предыдущую администрацию за то, что в ее правление было значительно увеличено количество людей, на которых распространяются льготы, а денег для предоставления им этих льгот предоставлено не было.
"Правительство сегодня должно было бы быть готово к критике как левых, так и правых партий, потому что именно те партии в тот период времени, с одной стороны, создавали олигархическую систему капитализма в России и позволяли растаскивать национальные богатства, а с другой стороны, принимали вот эти популярные, но абсолютно неисполнимые решения или способствовали их принятию", - сказал он.
В освещении монетизации льгот в государственных СМИ до сих пор доминировали официальные уверения, что все проблемы будут решены. Коммунистическая партия заявила, что намерена поставить на голосование вопрос о выражении недоверия правительству, но их 47 голосов явно недостаточно для принятия решения, требующего 90 голосов.
Однако, в отличие от недавних политических ошибок, в которых россияне обвиняют премьер-министра и его кабинет, реформа соцобеспечения прочно ассоциируется с президентом Путиным. Его рейтинги сильно упали летом, когда парламент обсуждал эту реформу, и социологи предсказывают, что они будут и дальше снижаться в этом месяце.
"Это первый случай, когда он не может избежать ответственности, - говорит Левада. - Это не может не повлиять на рейтинги его популярности". Левада отметил, что эти изменения происходят на фоне "общего уныния" в России, которое имеет место в последние месяцы, согласно опросам общественного мнения.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях