Financial Times | 18 января 2008 г.
Ритуальные пляски напоминают об эпохе холодной войны
Квентин Пил
В определенном отношении все более разгорающаяся ссора Великобритании и России в области дипломатии совершенно предсказуема. Это ритуальная пляска взаимного бросания вызова, которая достигнет своего пика, а затем поубавит обороты. В дни холодной войны всегда так бывало.
В другом аспекте это неприятный симптом общего ухудшения отношений России не только с Британией, но также с Евросоюзом и США в ситуации, когда президент Владимир Путин восстановил господство спецслужб в государственном управлении и бизнесе.
Пока что это не сильно сказалось на прибыльном взаимообмене в области торговли и инвестиций, который заставляет многих бизнесменов вопрошать, отчего СМИ и политики обожают демонизировать Путина, хотя под его руководством экономика впечатляюще возродилась.
Ни та, ни другая сторона, по-видимому, не хочет вредить коммерческим связям, но побочного урона нельзя избежать полностью. Процесс выдачи виз становится более бюрократизированным и непредсказуемым. Качество телефонной связи с Москвой портится, поскольку "слухачи" вернулись.
На официальном уровне обе стороны употребляют все более резкие выражения. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд вчера обвинил российскую сторону в "откровенном запугивании". Его московский коллега Сергей Лавров обиженно говорит о колонизаторском, по его словам, отношении Великобритании.
По словам одного влиятельного российского бизнесмена, близкого к Путину, министр иностранных дел РФ не отвечает на звонки Милибэнда. У Гордона Брауна, премьер-министра Великобритании, тоже нет линии связи с Кремлем. Ни одна сторона, по-видимому, не настроена снижать накал ссоры, как минимум до марта, когда в России пройдут президентские выводы.
Если в Лондоне кто-то удивляется поведению России, то напрасно. Эта ссора, корни которой уходят в прошлое очень глубоко, началась далеко не с отравления Александра Литвиненко, бывшего сотрудника КГБ, полонием в лондонском отеле. Ее причина - отказ британских властей экстрадировать Бориса Березовского, российского олигарха-эмигранта, и еще более возмутительное для Москвы решение предоставить ему политическое убежище.
Ссора также отражает подспудную обиду российской стороны на то, что Запад в целом и США в частности не воспринимают ее войну в Чечне как часть глобальной "войны с террором". США слишком велики, чтобы ставить им подножки, так что Великобритания, старый империалистический враг по XIX веку, воспринимается как отличная замена. "После 11 сентября вы нам кое-что обещали, но обещаний не выполнили", - сказал вышеупомянутый бизнесмен, утверждающий, что потратил два месяца на получение британской визы.
В кругах российской элиты широко распространено мнение, что британское правительство проявило недостаточное "уважение". Попытки Москвы добиться выдачи Березовского были отвергнуты как плохо подготовленные и ущербные в юридическом отношении. Собственно, так и было, но говорить об этом было недипломатично. Когда власти Великобритании потребовали выдать Андрея Лугового, основного подозреваемого в убийстве Литвиненко, российская сторона ответила, что не может этого сделать, так как это запрещено российской конституцией. Ей сказали: "Измените вашу конституцию". Это покоробило россиян.
Когда Москва заявила, что отделения Британского совета должны закрыться, так как для их деятельности нет юридических оснований, Великобритания наотрез отказалась это сделать. Лондон заявил, что они действуют в соответствии с законом. Преследования и запугивание российских сотрудников было абсолютно предсказуемым следствием. Так уж ведет себя российская ФСБ, соблюдая унаследованные от КГБ традиции. Курс на продолжение работы отделений с самого начала не задумывался всерьез, и с самого начала было ясно, что российские сотрудники окажутся меж двух огней.
Возможно, Великобритания имеет в этой ситуации моральное превосходство, но Путин не воспринимает происходящее таким образом. Он жаждет уважения. Кроме того, его спецслужбы ненавидят иностранные организации, которые нельзя отнести к определенной категории и нельзя контролировать. Они уже вынудили неправительственные организации декларировать все средства, поступающие на их счета из-за рубежа, и активизировали слежку за их деятельностью и, несомненно, будут рады превратить Британский совет в показательный случай. Это соответствует правилам ритуальной пляски и служит напоминанием о том, кто руководит Россией.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях