The New York Times | 18 июля 2001 г.
Дипломатический треугольник
Редакция
Новый договор о ?дружбе и сотрудничестве? России и Китая, подписанный в понедельник президентами Владимиром Путиным и Цзян Цзэминем не свидетельствует о возвращении к напряженности времен Холодной войны в отношениях этих государств с Соединенными Штатами. Но он свидетельствует об усилиях россиян и китайцев укрепить свои позиции в дипломатических отношениях с Вашингтоном. Возрождается дипломатический треугольник, но сейчас он имеет новую форму и меньшее стратегическое значение.
Во времена Холодной войны сверхдержавами были Америка и Россия, Китай же являлся ключевым фактором их отношений. Именно этой трехсторонней стратегической геометрией объяснялся неформальный альянс Вашингтона и Пекина, начавший складываться во времена администрации Никсона. Страны сближал общий страх перед советской военной силой и агрессивной дипломатией Кремля. Но пытаясь подружиться с Пекином, Вашингтон стремился также улучшить отношения с Москвой.
Сегодня единственной военной и экономической сверхдержавой являются Соединенные Штаты. Россия и Китай стремятся обеспечить больший уровень благосостояния своих народов с помощью развития рынка и зависят от торговли с Америкой. Они не способны бросать вызов обычным вооруженным силам Вашингтона. Но обеим странам не нравится глобальный размах американской внешней политики. Подписав обсуждаемое соглашение, они устанавливают, по крайней мере, символический барьер беспрепятственному американскому господству.
Согласно новому договору Россия и Китай обязуются разрешать двусторонние конфликты мирным путем, консультироваться по поводу возможных угроз и противостоять попыткам других стран вмешиваться во внутренние дела партнера. В тексте договора содержится много вызовов американской политике, но ни одна из подписавшихся сторон не намерена прекращать дипломатические отношения с Вашингтоном.
Китай будет продолжать прикладывать усилия, чтобы вступить во Всемирную торговую организацию и укреплять экономические связи с Соединенными Штатами. Россия, как ясно дал понять Путин в ходе своей первой встречи с президентом Бушем, состоявшейся на прошлой неделе в Словении, будет продолжать переговоры с Вашингтоном о противоракетной обороне, сокращению ядерных вооружений и другим важным оборонным вопросам.
Однако военное вмешательство Вашингтона в Ираке и на Балканах, его содействие расширению НАТО на восток в направлении российских границ и разговоры о создании противоракетного щита подтолкнули Россию и Китай друг к другу.
Американцы считают ПРО возможностью защитить себя от ядерных угроз со стороны непредсказуемых государств, таких как Северная Корея, Ирак и Иран. Россия и Китай опасаются, что разработка новых оборонных технологий в один прекрасный день снизит эффективность их собственных ракетных сил дальнего радиуса действия. Кроме того, их беспокоит то, что, установив противоракетный щит, Вашингтон почувствует себя свободным осуществлять военное вмешательство в зонах их интереса, таких как Персидский залив и Корейский полуостров.
Москве и Пекину не понравилось вмешательство НАТО в Косово в 1999 г., предпринятое для того, чтобы защитить этнических албанцев от сербского правительства. Они опасаются, что в один прекрасный день те же самые аргументы будут применены в отношении китайской политики на Тибете или действий России в Чечне.
Ни Россия, ни Китай не являются сверхдержавами, но обе страны имеют большое значение. Когда американская политика противоречит их интересам, как, например, в случае с ПРО, или, для России, в случае с расширением НАТО, Вашингтону следует консультироваться с ними, а не просто поступать согласно собственным предпочтениям и графикам. Если Россия и Китай не будут приниматься во внимание, они могут обидеться, отвернуться от Вашингтона и сблизиться друг с другом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях