Статьи по дате

La Repubblica | 18 июля 2001 г.

Ставка Путина на реформы

Альберто Стабиле

Когда Владимир Путин был коронован на царствование в новой демократической, посткоммунистической России, западное общественное мнение, можно сказать, поставило перед ним две основные задачи. Первая заключалась в приведении в соответствие с нормами морали общественной жизни путем искоренения коррупции, этой раковой опухоли, проникшей во все структуры государственной системы. Вторая, не менее срочная задача заключалась в возобновлении функционирования экономики, застопорившейся в результате финансового краха, разразившегося 17 августа 1998 года, и продолжении следованию курсу либеральных реформ, без которых Россия не могла бы рассчитывать на помощь со стороны Запада.

Эти задачи для неизвестного тогда Путина были по многим причинам сопряжены с риском. В стране к тому времени сложились условия, способные развеять любые иллюзии. На закате так называемой ?Эры Ельцина? бывший коммунистический монолит превратился в кучу местных княжеств. Армия бедных и неимущих людей составляла около трети всего населения. Пенсии и заработная плата не выплачивались годами. Старые долги не погашались, и новые, гарантированные МВФ, на практике служили для покрытия нужд, возникавших в ходе переходного периода. К тому же, каждый месяц, два или три миллиарда долларов каким-то образом улетали в финансовые райские уголки.

Вместо того чтобы создавать надежные структуры и законы, государство, возникшее на развалинах СССР, превращалось в царство нестабильности и неуверенности. Робкие реформы сосуществовали вместе с крепкой прослойкой изголодавшейся советской бюрократии.

И в этом хаосе, где уживались островки истинной свободы и нерушимые цитадели прошлого режима, например, армия или судебные органы, царствовал один человек, Борис Ельцин. Сторонник реформ, царь Борис, теряя былую силу, был вынужден уступить власть представителям своей семьи и соратникам, которым в свое время дал возможность обогатиться, надеясь создать с нуля новый класс предпринимателей.

Именно такой была Россия, доставшаяся Путину в наследство, когда он вступил на трон в Кремле. Иными словами, это была страна, растратившая за последние десять лет весь предоставленный ей кредит доверия. Так, кто же потерял Россию? Такой вопрос появлялся в то время на страницах ведущих американских изданий. Вслед за этим, стал повторяться вопрос: ?Путин - кто это??. Этот вопрос возникал не из желания преуменьшить внимание к биографии нового хозяина Кремля. Просто надо было выяснить, с чего начались его приключения. И попытаться проанализировать причины его взлета.

На протяжении длительного времени Путин вызывал к себе двойственное отношение по причине его отношений с многочисленной ?Семьей? Бориса Ельцина. Совершенно очевидно, что в обмен на должность президента, Путин гарантировал судебную неприкосновенность ?первому избранному российскому президенту?, именно так высокопарно звучит официальный титул Ельцина, за все совершенные им деяния в период выполнения им президентских полномочий. Трудно было бы отказать в этом бывшему главе государства. Но, как же повел себя Путин в отношении других членов ?семьи??

Борис Березовский, бывший советник, автор всех интриг, олигарх, не получивший от Кремля никаких скидок. В настоящее время он скрывается в Париже. Роман Абрамович, другой финансист, не имевший ни кола ни двора, сумевший сколотить сказочное состояние, бывший близкий друг Татьяны Дьяченко, младшей дочери Ельцина, решил стать губернатором Чукотки, расположенной в десяти часовых поясах от Москвы, чтобы избежать нависших над его головой расследований по его нефтяным делам. Что же сказать об Александре Волошине, великом льстеце, человеке, для которого любые миссии оказывались выполнимыми, сумевшем продержаться сначала в администрации Ельцина, а затем и в администрации Путина? Сегодня говорят о его будущем назначении на пост посла в одну из европейских столиц. Печальный закат некогда могущественного человека.

Новый президент был поражен тем, какую огромную власть сконцентрировала в своих руках группа олигархов. Бедный Гусинский, сумевший, в отличие от других, ограничившихся лишь накоплением, хотя бы что-то создать при помощи своего крупного частного телеканала НТВ, был вынужден бросить все и удалиться. В настоящее время он скрывается в Израиле.

И здесь вновь возникает вопрос, как в случае с Березовским. Так кто же ошибался? Те, кто называли этих двух олигархов, когда они были на вершине своего могущества, злодеями, обогатившимися за счет государственного наследия? Или все же ошибся Путин, объявив им войну?

Что касается других олигархов, то они были вынуждены заключить пакт с новой властью. Но с ними Путин был откровенным с самого начала: ?Занимайтесь своими делами, - предупредил он, - но держитесь подальше от политики, и никто вам не будет мешать?.

Совершенно естественно, что у власти, в настоящее время находятся доверенные люди президента, чаще всего, бывшие сотрудники секретных служб. Имеющие много общего с самим президентом: профессиональные навыки, культурный уровень. Однако в окружении Путина в поисках удачи оказались не только шпионы и агенты ?007?.

Что сказать об Андрее Ларионове, экономисте-реформаторе, который не упускает случая, чтобы выступить с резкой критикой в адрес правительства Касьянова и министра Германа Грефа, крайнего либерала, который, по сути, и создал избирательный механизм, приведший Путина к власти? Не говоря уже о Глебе Павловском, талантливом политическом советнике, за плечами которого прошлое советского диссидента.

Между тем, новый министр обороны Сергей Иванов, петербургский близнец Путина - бывший сотрудник секретных служб. Что же важнее, то, что Иванов является бывшим руководителем аналитической службы ФСБ, или то, что он стал первым со времен Троцкого министром обороны, будучи гражданским лицом? Он возглавил вооруженные силы, выстоявшие перед всеми попытками реформирования, которые уже не кажутся непобедимыми. Как известно, историю России, при всех режимах, можно описать как фатальное раскачивание мятника между реформами и реакцией. Не стоит будоражить застойные воды: можно пробудить спящие на дне силы. Назначение Иванова вызвало ступор у многих генералов, в такой же степени назначение еще одного петербуржца Николая Патрушева на должность руководителя ФСБ, вызвало недовольство среди старых кадров секретных служб. Путин как, кажется, стремится придать больше прозрачности своей деятельности, о чем свидетельствует его недавнее решение выступить против отмены моратория на смертную казнь, несмотря на мнение большинства населения. Однако, до сих пор неясно, на кого он намерен опираться в противостоянии с теми, с кем он хочет свести счеты.

Источник: La Repubblica


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru