The Sunday Times | 18 июля 2005 г.
Российский конкурент атакует Абрамовича
Луиза Армистед и Дэн Бокс
Иск может сделать явными тайны бизнеса владельца "Челси"
В дверь роскошного дома Романа Абрамовича в Найтсбридже настойчиво постучали. Его посетителем утром в прошлый четверг оказался представитель адвокатской фирмы Ashurst, находящейся в Сити.
Примерно в это же время адвокаты появились в доме российского олигарха в Хэмпшире, в футбольном клубе "Челси" на Стэмфорд Бридж и в московском офисе нефтяной компании "Сибнефть", которую он контролирует.
Каждый из адвокатов имел на руках судебное предписание, гласившее, что половина акций филиала "Сибнефти" "Сибнефть-Югра", стоимость которых, как полагают, составляет 2 млрд долларов, должна быть передана под надзор судебных исполнителей.
Суд также требовал, чтобы Абрамович, впредь до нового решения, заморозил активы стоимостью 1 млрд долларов и подтвердил это в установленном порядке.
Решения несколькими часами раньше добилась в суде Британских Виргинских островов зарегистрированная в Британии нефтяная фирма "Сибирь Энергия", которая утверждает, что "Сибнефть" увела у нее из-под носа 50% акций "Сибнефть-Югры".
Акционеры "Сибири" во главе с российским миллиардером и владельцем 51% Шалвой Чигиринским борются за возврат имущества, которое по-прежнему считают своим, и добились от суда решения, что дело будет рассмотрено. "Сибнефть" утверждает, что приобрела акции законным путем.
Чигиринский заявил The Sunday Times: "Это война. Война, которую Абрамович объявил мне. У нас имеются доказательства злоупотреблений. Нам надо восстановить свои имущественные права. Россия должна создать нормальную прозрачность и завоевать доверие инвесторов. Я веду эту войну не только ради себя, но и ради России".
Хотя этой истории присущи все характерные черты схватки между двумя российскими олигархами, "Сибирь" утверждает, что в данном случае все обстоит иначе. Компания настойчиво подчеркивает, что обвиняет Абрамовича и борется с ним она, а не только Чигиринский. Судебного решения добивались от имени таких учреждений Сити, как M&G, инвестиционный филиал Prudential, и хеджевого фонда RAB Capital.
Британские акционеры впервые взялись за Абрамовича, опираясь на британское, а не на российское законодательство.
Спор, по-видимому, прольет свет на неприглядные стороны личности Абрамовича и его прошлого. Его попросят представить суду полный список своих активов, то есть впервые дать подробную информацию о его состоянии в Британии и России.
Чигиринский заявил: "Абрамович молчалив, прост, примитивен, провинциален. Никогда бы не подумал, что он станет олигархом таким способом. Ему больше подобает руководить чужим бизнесом, что он и делал для Бориса Березовского. Я однажды летел в самолете с Березовским, так Абрамович подавал напитки".
Для "Сибири" и ее акционеров еще важнее то, что дело сконцентрировано на активах, являющихся необходимыми для финансовой жизнеспособности и существования компании.
"Сибнефть-Югра" была образована в 2000 году как совместное предприятие "Сибнефти" и "Югранефти", дочернего предприятия "Сибири" для разработки сибирского месторождения "Приобское", стоимость которого, как полагают, составляет около 3 млрд долларов.
"Сибирь" не могла разрабатывать месторождение в одиночку и была рада партнерству с Абрамовичем.
"Тогда я считал его честным человеком, - заявил Чигиринский. - Он все время молчал, но производил хорошее впечатление. Мой брат хорошо о нем отзывался".
Попутно Абрамович поставил себе целью получить контроль над Московским нефтеперерабатывающим заводом, одним из самых привлекательных в России нефтяных активов. Но в октябре 2001 года правительство Москвы подписало с "Сибирью" соглашение о создании Московской нефтегазовой компании (МНК), которая и контролирует нефтеперерабатывающий завод.
Для Чигиринского, который контролирует 45 распределительных терминалов и бензоколонок в Москве, завод является жизненной необходимостью.
"Сибирь" предложила расплатиться за свою долю в МНК 50% акций "Сибнефть-Югры". Все были довольны до прошлого года, когда выяснилось, что этот пакет растворен и составляет всего 1%.
"Сибнефть" заявила, что ничего не знала о смене собственника совместного предприятия. Но в отчете, опубликованном в апреле 2004 года, было указано, что ее доля в компании "Сибнефть-Югра" увеличилась с 50 до 99%.
Вопрос в том, как это произошло. "Сибирь" утверждает, что "Сибнефть" организовала два тайных совещания, чтобы растворить акции совместного предприятия, которые разобрали шесть загадочных компаний, как полагают, связанных с Абрамовичем, три из которых зарегистрированы на Британских Вирджинских островах.
Теперь "Сибирь" добивается от этих шести компаний, от "Сибнефти" и лично от Абрамовича возврата ее доли.
"Сибнефть" и Абрамович раз за разом отбивали все обвинения со стороны "Сибири" и в последние недели выиграли несколько дел против "Сибири" в России. Параллельно иск к "Сибири" подал миноритарный акционер, компания Harley Street Capital, которая обвиняет руководство компании в том, что оно допустило растворение акций.
Инвесторы надеются, что это дело хотя бы прояснит ситуацию и урегулирует ее.
Пресс-секретарь "Сибнефти" заявил: ""Сибнефть" не обсуждает незаконченные судебные дела. В отличие от "Сибири", которая тянет это дело в прессу, мы уверены, что и дальше будем выигрывать в судах".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях