Le Monde | 18 июля 2008 г.
Москва предлагает панъевропейский "пакт о безопасности"
Натали Нугайред
Новый российский президент Дмитрий Медведев пытается убедить Запад поддержать его идею панъевропейского "пакта о безопасности", выдвинутую в ходе выступления в Берлине 5 июня. Этот пока еще неясный проект воспринимается европейскими администрациями со смесью скептицизма и озабоченности, так как они усматривают в нем желание России показать, что без нее невозможно решать стратегические вопросы, касающиеся будущего континента и архитектуры его безопасности.
Цель такой дипломатической активности, по мнению некоторых, в том, чтобы извлечь выгоду из разобщенности и слабости Европы, а также из передачи политической власти в Соединенных Штатах. "В Москве есть идея всеобщего обсуждения, которое можно будет использовать для консолидации "красных линий" в Европе", - сказал нам источник из ОБСЕ. Кремль хотел бы в результате крупной сделки добиться права вето на любое дальнейшее расширение НАТО, блокады американского проекта противоракетного щита в Европе и нейтрального статуса Украины, Молдавии и Грузии. "Это метод стоп-крана", - говорит источник, отмечая, что за кулисами "нейтралитет Молдавии в последнее время стал для русских главной темой дебатов".
Эта крупная сделка касается и судьбы "замороженных конфликтов" у ворот Европы (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия), ближневосточного и иранского кризисов, поставки углеводородов в Европу и разоружения. "Это был бы невообразимо комплексный пакет", - комментируют в ОБСЕ.
7 июля в рамках саммита G8 в Японии кремлевский лидер рассказал о своем предложении на двусторонних встречах с Николя Саркози и канцлером Германии Ангелой Меркель. Он также развил свою идею в Москве, выступая перед российскими дипломатами.
Идея, выдвинутая Медведевым 5 июня, состоит в том, чтобы "разработать и заключить юридически обязывающий Договор о европейской безопасности. Его сторонами могли бы стать и действующие в евроатлантическом пространстве организации". Такой "региональный пакт" оговаривал бы условия применения силы "во взаимоотношениях в евроатлантическом сообществе". По мнению некоторых аналитиков, это эквивалентно праву контроля над действиями НАТО. Этот пакт, добавил Медведев, помог бы комплексно решить и "вопросы неделимости безопасности, и проблемы контроля над вооружениями в Европе". С 2007 года, несмотря на многочисленные американские попытки поиска компромисса, Москва объявила мораторий на членство в ДОВСЕ, принятом при участии ОБСЕ.
Ведь, по мнению российского президента, "атлантизм как единственный принцип исторически изжил себя - теперь речь должна идти о единстве всего евроатлантического пространства: от Ванкувера до Владивостока". Упомянув Хельсинкский Заключительный Акт 1975 года, Медведев, похоже, предложил создать новую структуру, которая сменит ОБСЕ, объединяющую 56 государств, как раз от Ванкувера до Владивостока.
Примечательно, что Медведев предложил, чтобы при подготовке этого панъевропейского соглашения государства действовали "в своем национальном качестве, оставив блоковые и иные групповые соображения за дверью", руководствуясь только своими "национальными интересами, не искаженными какими-либо идеологическими мотивами". Такая формулировка напоминает попытку отодвинуть на второй план ЕС, НАТО и те ценности, которые олицетворяют собой эти организации.
Несмотря на то, что соглашение о "стратегическом партнерстве" между Россией и Евросоюзом обсуждается в период председательства Франции в ЕС, один источник в Елисейском дворце крайне сдержанно отозвался о плане Медведева: "Мы воспринимаем это положительно постольку, поскольку это не будет удвоением ОБСЕ". 7 июля, выступая перед журналистами, Саркози заявил, что если Москва предлагает создать "дугу безопасности от Ванкувера до Владивостока, это заслуживает пристального внимания".
Ни один из западных руководителей пока формально не подхватил идеи Медведева, которые, по словам дипломатов, больше похожи на пробный камень. Москва уже давно требует пересмотра действующих правил ОБСЕ, особенно в том, что касается институтов, отвечающих за контроль над процессами демократизации.
Предложение Медведева, во всяком случае, представляется более примирительным по тону, чем речь с акцентом холодной войны, произнесенная в феврале 2007 года в Мюнхене его предшественником Владимиром Путиным. Русские, по словам дипломатов, "закидывают удочку", но не рассчитывают на ответ до прихода к власти новой американской администрации.
Также по теме:
Расширенная Европа Медведева (The Washington Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях