Die Welt | 18 июля 2008 г.
Михаил Ходорковский может скоро выйти на свободу
Манфред Квиринг
Он томится в тюрьме, потому что бывший президент России Владимир Путин счел его слишком строптивым. Он - это Михаил Ходорковский. Теперь его мать, Марина Ходорковская, просит шефа Кремля, адресовав ему обращение в одной из газет, освободить сына ко дню ее золотой свадьбы. По-видимому, шансы не так уж малы
Читает ли российский президент Дмитрий Медведев оппозиционную "Новую газету", выходящую небольшим тиражом? Остается только надеяться, что сотрудники администрации положат ему на стол четверговый номер. В таком случае он сможет прочесть обращенную к нему просьбу отчаявшейся матери.
"Уважаемый Дмитрий Анатольевич! - так Марина Ходорковская обращается к шефу Кремля. - Осенью у нас с мужем золотая свадьба. Я Вас очень прошу: сделайте нам подарок, ну сами знаете какой - чтоб сын наш в этот день сидел с нами дома за одним столом".
Ее сын, Михаил Ходорковский, экс-глава самого успешного российского нефтяного концерна ЮКОС был арестован в октябре 2003 года и приговорен в 2005 году к 8 годам лишения свободы по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве в особо крупных размерах. Осужденный всегда свою вину отрицал. Наблюдатели полагают, что к его аресту и разгрому концерна привели как политические, так и личные мотивы. Ходорковский недавно в одном из интервью обвинил в своей судьбе нынешнего вице-премьера Игоря Сечина.
Эта чересполосица становится понятной, когда Марина Ходорковская обращается напрямую к президенту. Если за решетку его привела политика, то только политики и могут его освободить. Так, скорее всего, думала эта женщина, обращаясь в письме к президенту. В независимость судебной системы в России никто не верит. Давление на юстицию "сверху" принимается как данность. "Все знают, что телефонные провода еще не были отрезаны", - без иллюзий комментирует ситуацию Игорь Трунов, адвокат жертв захвата заложников в музыкальном центре на Дубровке.
Смена кремлевской администрации и критические высказывания нового шефа Кремля о царящем в России "правовом нигилизме" посеяли в окружении Ходорковского зерно надежды на скорейшее освобождение. Адвокаты самого известного российского заключенного в среду подали ходатайство об условно-досрочном освобождении.
Адвокаты Ходорковского требуют для него права на УДО
Юрий Шмидт, один из адвокатов Ходорковского, дал понять, что каждый осужденный имеет право на условно-досрочное освобождение. Речь идет не о помиловании или амнистии. Инициатива исходила от адвокатов, а не от осужденного, и "я рад сообщить, что удалось его (Ходорковского) убедить", сказал Шмидт. Адвокаты сознательно не направляют президенту прошение о помиловании: для этого Ходорковскому надо было бы признать вину, а этого он никогда не сделает.
Суд в Чите до сих пор не вынес решения о том, когда будет рассматриваться ходатайство. Дело осложняется тем, что Ходорковскому было предъявлено новое обвинение.
Если верить главному редактору лево-популистской газеты "Завтра" Александру Проханову, решение уже принято. Во время беседы на московской радиостанции "Эхо Москвы" Проханов утверждал со ссылкой на "информированные источники", что Ходорковского выпустят осенью. Основанием к этому является сделка, на которую якобы пошел экс-глава ЮКОСа. В обмен на освобождение Ходорковский якобы должен отказаться от любой политической деятельности.
Но до осени, когда ее сын, похоже, действительно будет освобожден, Марина Ходорковская еще не раз поедет в Читу. Разрешено два посещения в месяц. Мама, супруга Инна и отец Борис по очереди пользуются этим разрешением, хотя такая поездка связана с непростыми бюрократическими процедурами.
На каждый визит в Москве должен быть оформлен запрос в письменном виде. Разрешение выдается в течение 5 дней, и только с документом в руках родные и близкие Ходорковского отправляются в путь. Об этом "Новой газете" рассказала Марина Ходорковская. Чита расположена в 5 тыс. километров - около 6,5 часов полета. Руководство тюрьмы после предъявления документа из Москвы назначает время свидания.
После голодовки в феврале этого года он похудел и выглядел бледным. Сейчас ее сын снова чувствует себя хорошо. "Он держится ровно и ни на что не жалуется". Все встречи проходят в присутствии сопровождающего. Марине не разрешается даже брать сына за руку, а говорить можно только на бытовые темы.
Ее сын особенно интересуется лицеем для детей-сирот и детей, переживших страшные захваты заложников в музыкальном центре на Дубровке и в Беслане. Ходорковский до сих пор финансирует эти школы. "Как гражданка России я горжусь своим сыном. Как мать - ежедневно умираю от страха за него", - призналась Марина Ходорковская журналисту "Новой газеты".
Также по теме:
Новый президент - последняя надежда Ходорковского (Обзор прессы)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях