Le Temps | 18 июля 2016 г.
Почему теракт в Ницце (возможно) меняет Францию
Ришар Верли
В субботу "Исламское государство" (запрещенная в РФ террористическая организация. - Прим. ред.) в коротком признании, распространенном агентством Amaq, подтвердило, что Мохамед Ляуэж Булель, 31-летний тунисец, проживающий в Ницце по действительному виду на жительство, был "солдатом" "Исламского государства", базирующегося в Сирии и Ираке, который действовал "в ответ на призывы атаковать граждан стран коалиции, воюющей против ИГИЛ". Сразу же после этого министр внутренних дел Франции Бернар Казнёв, который еще не обнародовал деталей следствия, заговорил о "быстрой и недавней радикализации" этого человека, указав на "теракт нового типа, который демонстрирует крайнюю сложность антитеррористической борьбы".
По мнению журналиста швейцарского издания Le Temps Ришара Верли, такие заявления только обходят вопросы, прямо поставленные терактом в Ницце. В их числе - вопрос об эффективности принятых мер безопасности и "вопрос о возможности ИГИЛ рассчитывать на "рекрутов" во Франции - неподготовленных, но решивших перейти к активным действиям и радикализованных, в первую очередь, смертоносной пропагандой". Как пишет Верли, также встает вопрос о другой возможности: "человек, который никогда не был замечен спецслужбами в радикализме, может быть, просто сумел "уйти под радар", что порождает беспокойство во множестве кварталов или областей с многочисленным мусульманским населением на территории Франции".
Текущее расследование "должно в результате показать, в какой момент Мохамед Ляуэж Булель вступил в контакт с диффузной организацией ИГИЛ и ее возможными рекрутерами", продолжает Верли. Если выяснится, что он поддерживал тесные связи с радикальными исламистами, в роли обвиняемых немедленно окажутся полиция и спецслужбы. "Если же, наоборот, связь этого человека с ИГИЛ окажется менее явной, дискуссия примет социальный характер и рискует снова поднять проблему подспудной гражданской войны, которая волнует многих полицейских и экспертов: как в стране, где проживает от 5 до 6 миллионов мусульман (десяток жертв теракта в Ницце были мусульманами), избежать поступков неуравновешенных людей, желающих действовать "в духе солдат ИГИЛ".
"На данный момент официальным ответом [на теракт] стало продление на три месяца - до конца октября - чрезвычайного положения, проведение "охранительной" операции, в ходе которой на поддержку полиции будет мобилизовано 10 тысяч солдат, и призыв оперативного резерва для дополнения сил безопасности", - говорится в публикации. Однако, полагает Верли, за этой демонстрацией силы стоит огромное сомнение и явные колебания в отношении антитеррористической стратегии.
"Гипотеза о неуравновешенном "одиноком волке", охваченном смертоносным безумием на почве ненависти к Западу, настоянной на радикальной исламистской пропаганде, в сущности, представляет собой самый страшный вызов для страны, где высокий уровень безработицы заставляет загнивать целые районы и где правосудию не хватает средств, чтобы изолировать всех преступников, известных силам безопасности, - пишет Верли в заключение. - "Война", в которую Франция оказалась втянута против исламистов на ее же собственной территории, очевидно, становится все более и более асимметричной, настолько угроза распылена и так сложно ее искоренить".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях