Le Monde | 18 июня 2008 г.
Махинации в Ираке: 23 млрд долларов исчезло
Патрис Клод
Коррупция в Ираке, бывшая неотъемлемой частью режима Саддама Хусейна, когда речь шла о его окружении и союзниках, стала общераспространенным явлением после англо-американского вторжения в страну в марте 2003 года. По данным Transparency International, независимой организации, ежегодно составляющей рейтинг коррумпированности стран, из 180 государств только в Бирме и Сомали на сегодняшний день уровень коррупции выше, чем в Ираке.
Из многочисленных исследований, старательно проводимых в последние годы различными американскими агентствами по наблюдению и бюджетному контролю, мы узнавали, что "многие миллиарды долларов", инвестированных администрацией Буша в иракские поставки, "исчезли" в царящем вокруг беспорядке. Впервые общие цифры приводятся в углубленном анализе, озвученном на прошлой неделе BBC. Цифры астрономические: за пять лет 23 млрд долларов (14,8 млрд евро) были "потеряны, украдены", в любом случае "не подтверждены", сообщает казначейство.
В центре внимания исследователей из журнала Panorama - подрядчики, американские и не только, изначально снабжающие 151 тыс. военнослужащих американской армии всем, что им ежедневно требуется: от минеральной воды, каждый день доставляемой из США в Ирак через Кувейт, до гамбургеров и чипсов, салата, фруктов, молока, шоколада, оружия, боеприпасов и всего остального. Гражданские контрактные служащие, которых больше, чем военных (163 тыс., по последним подсчетам), занимаются восстановительными работами, нефтью, работают в правосудии, полиции и представлены практически во всех иракских министерствах.
По информации BBC, судебные процессы в связи с коррупцией, завышением сумм счетов-фактур, предназначенных для Пентагона или Госдепартамента, недопоставкой оплаченных товаров и другими проступками коснулись 70 американских фирм-подрядчиков, во главе которых - группа компаний Halliburton, которой до своего назначения на пост вице-президента США в 2000 году руководил Дик Чейни. Не участвуя в торгах, Halliburton получила самый крупный контракт на восстановительные работы в Ираке, но ни BBC, ни другие СМИ не могут опубликовать какую бы то ни было информацию о ходе расследований и судебных процессов. "Администрация Буша дала приказ о неразглашении данных по всем этим делам", - сокрушается Panorama.
Аудит - только частичный, так как торговые контракты, заключенные в Ираке американскими военными и дипломатами с марта 2003 года, насчитывают уже 165 тыс. документов, - был проведен главной инспекцией министерства обороны. По результатам проверки, опубликованным в мае в Вашингтоне, на 8,2 млрд долларов, выплаченных подрядчикам, отсутствуют подтверждающие документы. Счета либо полностью отсутствуют, либо совершенно неадекватны. Как, например, счет одной американской фирмы, название которой не упоминается, перечислившей 320,8 млн долларов, указав в фактуре только: "Выплата иракских зарплат". Кому, за что, сколько? Загадка.
Загадкой остается и чек казначейства на сумму 5674075 долларов, выписанный на имя иракской компании под названием Al-Kasid Specialized Vehicles Trading Company за поставку неизвестного оборудования неизвестному воинскому подразделению. Или чек на 6268320,07 долларов, полученный малоизвестным охранным предприятием Combat Support Associates за неназванные услуги.
С иракской стороны бухгалтерия государственных расходов окутана тайной еще более. И никто уже не сможет пролить свет на окружающую коррупцию, так как специальная комиссия, начавшая работу в конце 2003 года, была практически ликвидирована летом 2007 года премьер-министром Нури Аль-Малики после того, как ее председатель, судья Радхи Аль-Радхи был публично осужден. После этого Малики запретил без его разрешения начинать расследование по подозрению в коррупции против него самого, его 33 министров, бывших министров и высокопоставленных чиновников. Согласно меморандуму, датированному мартом 2007 года и составленному почившим органом по борьбе с коррупцией, созданным в 2004 при американском посольстве в Багдаде, а затем закрытым, Малики использовал свою власть, чтобы прекратить 48 расследований за полгода. Стюарт Бауэн-младший, главный инспектор прокуратуры по вопросам восстановления Ирака, сказал в интервью New York Times, на какие мысли это его наводит: "Моя обеспокоенность коррупцией в Ираке растет".
63-летний судья Рахди, заключенный в тюрьму и подвергнутый пыткам при баасистской диктатуре, в последние годы столкнулся с убийствами 31 следователя своей комиссии - дело в том, что они сунули нос в некоторые грязные делишки. Выступая в октябре 2007 года на слушаниях в Конгрессе, он говорил о 18 млрд долларов, похищенных из иракского госбюджета. Именно он был автором легендарного "дела" бывшего министра обороны (2004-2005) Хазема Аль-Шаалана, разбазарившего 1,2 млрд долларов государственных денег. Министр, сегодня находящийся в бегах после того, как Интерпол выписал ордер на его арест, якобы покупал современное вооружение у Польши. По прибытии заказа оказалось, что это устаревшее оружие времен Варшавского договора, максимальная стоимость которого - 200 млн долларов.
Странно, но новый контракт на поставку военного оборудования, тайно заключенный с Сербией тем же министерством, сегодня возглавляемым Абдулом Кадиром, изначально оценивался в 833 млн долларов. Парламентарии забили тревогу, стали возмущаться тем, что сделка постепенно становится неконтролируемой. Сумма контракта, окончательно подписанного в марте, была сокращена до 236 млн.
В Багдаде, это известно каждому, чтобы попасть на службу в полицию, надо заплатить бакшиш 500 долларов. Чтобы продвинуться по службе - 1000 долларов. Вам понадобились редкие лекарства? Кто-нибудь из министерства здравоохранения подскажет вам, где найти фармацевта, которому он продал свои собственные запасы - разумеется, тайно. На любой войне кто-нибудь наживается. "Но в Ираке, - говорит Мунтер Абдул Раззак, суннитский депутат парламента, - масштабы коррупции не подвластны воображению".
Также по теме:
Иракское оружие оказалось в центре уголовных расследований (The New York Times)
В поисках миллиардов, выделенных на восстановление Ирака (The Washington Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях