InoPressa: тема дня | 18 июня 2013 г.
"Задира" Путин превратил саммит "восьмерки" в "G7 плюс 1"
Обзор прессы
Вашингтон уже готовит поставки вооружений сирийским повстанцам, Париж и Лондон за этот курс, Берлин поддерживает с оговорками. Москва же ушла в оборону: доказательства применения химоружия Асадом она называет "сфабрикованными", а его режим "легитимным". Канадский премьер Харпер прямо заявил: "Правительство Путина поддерживает бандитов из режима Асада, исходя из собственных резонов". Обама был более дипломатичен, но беседа с Путиным на полях саммита G8 явно была тяжелой, пишут СМИ.
"Саммит G8: Путин против всех" - так озаглавил свой комментарий в Der Spiegel Беньямин Биддер.
"В поисках приятного зачина для непростой поездки Владимира Путина в Великобританию составителям программы его визита пришлось основательно порыться в исторических книгах", - пишет автор. В итоге Путин и Дэвид Кэмерон приняли участие в церемонии награждения британцев, которые во время Второй мировой участвовали в Арктических конвоях. Но и это чествование было на волоске от размолвки: насколько уместно вручать подданным Ее Величества российскую медаль Ушакова? "Пусть поездка Путина в Соединенное Королевство не столь опасна, как плавание танкеров через Арктику, но приятной ее тоже не назовешь. И причиной тому - Сирия", - отмечает Биддер.
"Непосредственно перед саммитом "большой восьмерки" Вашингтон представил доказательства применения армией Асада химического оружия. ЦРУ уже готовит поставки вооружений повстанцам. Париж и Лондон этот курс поддерживают. В Берлине военный вариант прекращения гражданской войны считают практически невозможным, но готовы передать оппозиции бронежилеты. Москва же ушла в оборону: применение химического оружия [сирийским] режимом ей кажется недостоверным, а доказательства - "сфабрикованными", - говорится в статье.
"Премьер-министр Канады Стивен Харпер сжато выразил мысли своих коллег накануне саммита: "Будем откровенны, это G7 плюс один". Путину G8 тоже не по душе: ему больше нравится "большая двадцатка", очередная встреча которой должна состояться в сентябре в Санкт-Петербурге. Чтобы этот саммит можно было назвать успешным, "Москве придется следить за тем, чтобы чересчур не оттолкнуть Запад. Компромисс в сирийском вопросе представляется, тем не менее, невозможным", полагает Биддер. "Больше всего Путин не любит, когда на него давят. Плясать под дудку Запада он не станет".
В понедельник Обама резко разошелся с Путиным во мнениях по поводу сирийской гражданской войны, пишет The Los Angeles Times, называя встречу президентов "ледяной". Это иллюстрирует, как трудно будет сместить Асада даже после того, как некоторые повстанческие группировки получат американское оружие.
Выступая перед журналистами, Обама и Путин одобрили мирные переговоры в Женеве (дата этой встречи еще не назначена), но, по выражению журналистки, "не подали никаких знаков, что есть продвижение к прекращению войны".
Оппозиционеры сходятся в том, что Асада нужно сместить, но не имеют единого мнения практически по всем остальным вопросам. Сирийские власти заявляют о готовности участвовать в конференции, но у них нет особых причин договариваться о компромиссах, так как правительственные силы наступают, говорится в статье.
В воскресенье Путин осудил Запад за поддержку повстанцев и фактически сравнил последних с бандитами и каннибалами, напоминает автор.
Возвращаясь к пресс-конференции Путина и Обамы в Северной Ирландии, журналистка сообщает: "Оба почти все время смотрели прямо перед собой, не улыбаясь", "Путин иногда смотрел в пол".
Обама и Путин пришли к открытой конфронтации по вопросу о Сирии в начале саммита мировых лидеров, сообщает The Wall Street Journal. Главным предметом споров стала судьба Асада: США считают, что любой переходный процесс в Сирии предполагает сложение полномочий Асадом, русские с этим не соглашаются.
"По словам западных чиновников, разрыв между Западом и Россией угрожает перерасти в публичный скандал, когда во вторник будет опубликовано традиционное заявление по итогам саммита G8", - передают авторы статьи.
В рамках процесса вооружения повстанцев ВС США предложили ввести ограниченную бесполетную зону вдоль границы с Иорданией. Представитель российского МИДа Александр Лукашевич, со своей стороны, заявил, что подобная беспилотная зона будет следствием неуважения к международному праву, говорится в публикации.
"Если европейцы доставят им оружие, то в тылу Европы начнется террор", - прокомментировал сам Башар Асад перспективу снабжения повстанцев оружием в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung. По его словам, опасность будет исходить не от его войск, а от радикальных джихадистских элементов, которые обратят свой взор на Европу после окончания войны в Сирии, поясняет издание.
"Лидеры западных государств рассчитывают на помощь Путина в том, чтобы вынудить режим Асада к участию в переговорах в Женеве - возможность, которая становится все более туманной, по мере того как режим вытесняет силы повстанцев из их опорных пунктов", - говорится в статье.
"Мы не должны соглашаться с тем, что единственной альтернативой Асаду являются терроризм и насилие", - цитируют премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона авторы статьи.
"Обама и Путин играли в гляделки (нет, не из-за перстня Суперкубка) по поводу войны в Сирии", - пишет корреспондент The Christian Science Monitor Говард Лафранчи. Американскому президенту не удалось убедить российского лидера отказаться от поддержки Башара Асада, а Путин, в свою очередь, не смог доказать Обаме, что Запад совершает ошибку, требуя смены легитимного сирийского режима, констатирует автор.
Накануне саммита появились сообщения о том, что Путин присвоил себе наградной перстень победителя Суперкубка США по американскому футболу, принадлежащий владельцу команды New England Patriots Роберту Крафту, говорится в статье. Выступая на благотворительном мероприятии в Нью-Йорке, бизнесмен рассказал, что российский президент положил в карман его вещицу в 2005 году на приеме в Санкт-Петербурге. Тогда Крафт заявил, что это был подарок, однако теперь, судя по всему, передумал. "Неясно, выступил ли Обама посредником в споре Путина и Крафта", - иронизирует Лафранчи.
В ходе пресс-конференции по итогам встречи лидеры двух держав попытались несколько сгладить имеющиеся противоречия: Путин заявил, что они "договорились подтолкнуть обе стороны к началу переговоров", Обама в ответ подтвердил, что США и Россия "по возможности попытаться разрешить сирийский конфликт политическими средствами".
В целом же, "выйдя к представителям международной прессы после двух часов переговоров, лидеры США и России не были похожи на глав государств, которые отлично провели время вместе", - делится впечатлениями корреспондент.
Семеро против одного: первый день саммита "большой восьмерки" прошел под знаком противостояния Владимира Путина и его коллег по Сирии, пишет Le Figaro. "Мы не согласны с Путиным по таким вопросам, как поставки вооружений, химическое оружие и взаимоотношения с режимом", - сообщил журналистам французский президент Франсуа Олланд после общения с российским лидером.
Сразу после прибытия в Северную Ирландию глава французской республики заявил, что не рассчитывает на то, что в ходе саммита удастся найти решение, которое положило бы конец гражданской войне. В лучшем случае встреча лидеров "восьмерки" станет одним из этапов роста сознательности российской стороны, надеялся Олланд. Однако даже этим надеждам пока не суждено сбыться, говорится в статье.
Дэвид Кэмерон попал в тиски, продолжает автор статьи: в компании коллег он высказывается за поставки вооружений, однако ему приходится учитывать, что значительная часть населения Великобритании не хочет вмешательства в сирийский конфликт. Британские депутаты в большинстве своем настроены против данного решения, а пресса не устает писать об опасности нового Ирака.
В такой обстановке вопрос о поставках оружия отошел на второй план, а все внимание переключилось на организацию мирной конференции по Сирии, которая должна состояться в июле. "Для создания видимости консенсуса саммит завершится тем, что все участники выскажутся в поддержку подобной конференции", - прогнозирует журналист. По его мнению, "несмотря на изоляцию, Путину удалось укрепить позиции перед лицом единого фронта своих коллег".
Североамериканская пресса подробно комментирует резкие высказывания о России канадского лидера. В воскресенье Харпер заявил в Дублине: "Путин и его правительство поддерживают бандитов из режима Асада, исходя из собственных резонов, которые я не считаю законными".
Обвинения, прозвучавшие из уст Харпера, отражают недовольство Запада тем, что президент Путин, кажется, равнодушен к кровопролитию в Сирии. Однако The Globe and Mail считает, что Харпер не затронул суть проблемы: "Не так уж важно, которая из сторон более "бандитская"; важно положить конец бойне, предотвратить коллапс Сирии и не позволить религиозным экстремистам закрепиться в этой стране".
Газета согласна с Харпером: "Путин действительно поддерживает Асада, исходя из циничных и своекорыстных резонов". На взгляд газеты, Путин выступает против вооружения повстанцев не потому, что опасается попадания оружия к исламистам, а только ради поддержки Асада.
Но газета видит общие интересы международного сообщества в Сирии: "спасти людей, установить стабильность на Ближнем Востоке, защитить границы Израиля, прекратить исход сирийских беженцев, не позволить боевикам-исламистам расширить их влияние, защитить источники нефти". "Россия обеспокоена теми же проблемами", - говорится в статье. Перепалки и промедление на руку самым худшим элементам из числа тех, кто воюет сегодня в Сирии, заключает издание.
"Канадский премьер Харпер махнул рукой на Россию и назвал саммит "G7 плюс 1", - извещает в заголовке The Washington Times. Тот факт, что Россия поддерживает Башара Асада, обвиняемого в убийстве сирийцев с помощью химического оружия, практически гарантирует: страны G8 не примут единодушного решения о помощи сирийским повстанцам, пишет корреспондент.
"Как минимум один из участников саммита - премьер-министр Канады Харпер - заявил, что России даже не следует сидеть за столом переговоров с другими мировыми лидерами", - пишет газета.
Как сообщила газета Toronto Star, Харпер заявил: "Не думаю, что мы должны сами себя обманывать. Это G7 плюс один. Давайте говорить прямо: это именно G7 плюс один". "Если не будет крупной перемены со стороны [Путина], мы не найдем общих позиций с ним в G8", - добавил премьер.
Также по теме:
Сирия: у Олланда нет "чрезмерных иллюзий" в отношении Путина (Le Point)
Кэмерон возглавляет страны Запада в попытке настроить Путина против Сирии (The Times)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях