Статьи по дате

Financial Times | 18 марта 2003 г.

Лучшая стратегия войны - применение беспрецедентной военно-воздушной силы

Джон Варден

Хотя начало войны с Ираком не будет сюрпризом, его свирепость шокирует многих. Потому что в ходе кампании будет применена беспрецедентная сила. Эта лучшая стратегия, дающая самые высокие гарантии успеха при минимальных человеческих потерях и ущербе собственности.

Как и последняя война в Персидском заливе, приближающийся конфликт будет вестись всеми доступными средствами против всех целей одновременно, хотя и с гораздо большей интенсивностью. Это то, что в военной стратегии называется параллельной войной. Понятие параллельной войны строится, прежде всего, на том, что враг - это не совокупность военных резервов, а их система.

До появления самолета параллельная война была невозможна. Вместо этого воюющие стороны вели серийные войны - последовательные операции против военных целей своих противников в надежде на то, что они выиграют достаточно сражений, чтобы измотать противника и наконец-то вступить в столицу или оккупировать регион. Этот тип ведения военных действий съедал много времени и был дорогостоящим, отчасти и потому, что победа в одной битве обычно не мешала противнику взять вверх в следующей.

Серийные наземные войны уносили много жизней гражданских лиц. Гил Элиот в своей "Книге мертвых XX века" подсчитал, что из 46 миллионов гражданских лиц, ставших жертвами военной технологии до 1972 года, 24 миллиона погибли от огня стрелкового оружия, 18 миллионов - от пушечного огня и всего 1-2 миллиона - при бомбардировках с воздуха. Иными словами, наземные операции представляют гораздо большую угрозу для мирных жителей.

С появлением авиации возникла возможность атаковать врага, нанося удары по всем его ключевым позициям одновременно. И тем не менее большинство войн XX века по-прежнему были серийными - и Вторая мировая война, и война во Вьетнаме, где проводилась кампания с очень метким названием "Ревущая буря", - непрерывные бомбардировки севера страны.

К 1991 году появились два новшества, которые превратили истинно параллельную войну в реальность: прицельная бомба и самолет-невидимка. Во время Второй мировой войны неточность была столь велика, что для того, чтобы поразить объект размером в треть футбольного поля, самолет B-17 должен был сбросить 9 тысяч бомб, и то вероятность попадания составляла лишь 90%. Современный истребитель-невидимка F-117 может одновременно уничтожить две разные цели. Бомбардировщик B-2 может атаковать до 16 целей, а скоро эта цифра возрастет до 70 целей за один полет. Степень и скорость увеличения точности ударов с воздуха действительно революционны.

В 1991 году благодаря самолетам-невидимкам и точным прицельным бомбардировкам силы союзников смогли атаковать за короткий срок огромное количество ключевых объектов, и иракская система была надолго выведена из строя. Разрушение военных штабов и коммуникационных объектов нарушило процесс принятия решений и распространение приказов. Группы ремонтников не справлялись с работой. Были прекращены поставки электричества и горючего. Воинские подразделения были вынуждены принимать автономные решения, и, естественно, эффективность этих решений была незначительной. Ирак, как система, лопнул на нескольких уровнях, и поэтому война окончилась довольно быстро. Если бы Соединенные Штаты подверглись аналогичной атаке, они бы тоже согнулись, поскольку подготовиться к стремительному натиску такого масштаба невозможно.

Параллельная воздушная война не только быстрее приводит к победе, но также уносит меньше человеческих жизней. Рассмотрим три примера.

Операция "Буря в пустыне" по освобождению Кувейта в 1991 году длилась 41 день. Погибли около 100 американцев и около 2 тыс. иракцев. В результате Ирак освободил Кувейт, дал согласие на уничтожение большого количества оружия массового поражения и предоставление инспекторам ООН доказательств уничтожения. Кроме того, Ирак был сброшен с пьедестала агрессивной региональной сверхдержавы до уровня нищего режима, борющегося за выживание.

Американская операция 1993 года по противодействию силам военного диктатора Сомали Мухаммеда Фаррада Айдида длилась 24 часа. За сутки погибли 18 американцев, 100 человек были ранены; с сомалийской стороны погибли более 1000 человек, половина из которых попала под перекрестный огонь. И в итоге? Захват двух помощников Айдида, победа военной диктатуры и поспешный отход США из Сомали.

НАТОвские бомбардировки Сербии и Косово длились три месяца. От вражеского огня не погиб ни один солдат союзников, с сербской стороны были убиты 500 человек. В результате войны миллион косоваров получили возможность вернуться на родину. Правительство Слободана Милошевича было свергнуто, а сам он был передан Международному трибуналу по военным преступлениям.

Войны в Персидском заливе и в Сербии иллюстрируют, как использование воздушных сил на начальном этапе может привести к успеху при наименьших потерях. США стали сверхдержавой благодаря своему огромному технологическому превосходству в воздухе. Однако это серьезное стратегическое преимущество исчезает, как только американские войска втягиваются в тактические наземные операции. Пентагон должен запомнить этот урок: если располагаешь каким-то значительным превосходством, воспользуйся им с наибольшей выгодой и не поддавайся естественной склонности к возвращению к устаревшим формам ведения боевых действий.

Военно-воздушная мощь страны - больше, чем просто дополнительная сила. Это отдельная сила высшего уровня. Используя ее для нанесения одновременного удара по всей вражеской системе, США и их союзники смогут выиграть войну в Ираке при незначительных потерях с обеих сторон. Альтернатива этому варианту отнюдь не привлекательна.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru