Corriere della Sera | 18 марта 2004 г.
"Ошибочная война. Но мы должны в ней победить"
Эннио Каретто
"Я встревожен в связи с очередным терактом в Багдаде и терактами в Мадриде. Я боюсь подумать о том, что произойдет, если подобные теракты будут совершены в Соединенных Штатах. Но эта кровавая бойня лишь подтверждает то, что нельзя прекращать ни войну с терроризмом, ни войну в Ираке".
У телефона в своем гостиничном номере, Майкл Волцер, представитель неолиберального течения, автор знаменитого трактата "Справедливая и несправедливая война". Он предупреждает, что "для Европы и Америки настал момент объединиться и вместе бороться с одной из самых страшных угроз человечеству".
Историк и доцент политологии в университете Принстона, университета Эйнштейна и президента Вильсона, предлагает "силовой интернационализм" в качестве альтернативы спорной доктрине Буша о превентивной войне. Ученый призывает левые силы Европы "отойти от своих схем и занять твердую позицию".
- Как вы оцениваете итоги воскресного голосования в Испании?
- Я старый социал-демократ, я вижу в испанских социалистах своих товарищей по вере. Но их победа запятнана, потому что испанским социалистам помогла "Аль-Каида". Сапатеро уже давно говорил, что если будет избран, то выведет войска из Ирака. Но после терактов в Мадриде он должен был передумать.
- Что вы посоветуете европейским левым?
- Объединиться в поддержке войны в Ираке. Я был против этой войны, но необходимо одержать в ней поеду. Если не только Испания, но и Италия и другие страны уйдут из Багдада, мир расценит это как триумф "Аль-Каиды", которая будет совершать все больше терактов. Европа должна активнее сотрудничать с ООН по разработке и осуществлению плана мирного урегулирования и восстановления Ирака. Однако я сомневаюсь, что Франция, Германия и социалистическая Испания готовы заплатить цену.
- Какую цену?
- Все расходы, связанные с миссией в Ираке: отправка войск, людские потери, экономическая помощь, определенное подчинение Америке. Следует отметить, что Италия поступила именно так и должна служить образцом для других европейских стран.
- Но главным препятствием является вовсе не страх полностью подчиниться Америке?
- Разумеется, это большое препятствие. Президент Буш не намерен уступать контроль над ситуацией. Но есть и промежуточные решения между американской непреклонностью и передачей власти Белым домом ООН: операция НАТО, например, или создание многонациональных сил под единым командованием США.
- Избирательная кампания может смягчить позиции Буша?
- Да, если демократический кандидат Керри обвинит его в создании псевдокоалиции в Ираке и будет гарантировать ее подчинение ООН. Президенту нужна международная легитимизация, поэтому он будет вынужден пойти на уступки, чтобы не подставляться под другие обвинения. Он должен будет регулярно консультироваться с союзниками, передавать заказы европейским компаниям.
- Присутствие ООН облегчит решение иракского кризиса?
- Без сомнения. Вера иракцев в политический и восстановительный процесс укрепится, создание корпуса полиции и армии станет менее противоречивым, станет более успешной борьба с бедностью и болезнями. Присутствие ООН привлечет в Ирак большие ресурсы и больший опыт.
- Но не снизит уровня насилия.
- К сожалению, бомбы в Багдаде и Мадриде свидетельствуют о том, что сегодня терроризм в состоянии осуществлять более масштабные и сложные операции, чем три года назад, в любой стране, в любое время. Восстановление мира и страны в целом окажутся невозможными, если не будут подкрепляться мощным наступлением против терроризма. Это еще одна причина, по которой Америка и Европа должны объединить свои силы.
- Как, по-вашему, существуют ли условия для перехода Ирака к демократии?
- Согласно проведенным нами исследованиям, большинство иракцев против насилия. Но лишь на курдском севере и на шиитском юге существуют политические предпосылки для некоей демократии. Главная проблема - центральный регион. Но не думаю, что Ирак станет жестким унитарным государством, каждый район будет обладать определенной автономией.
- Критики Буша утверждают, что война в Ираке оказалась контрпродуктивной.
- Она была таковой в том смысле, что отвлекла силы от охоты за "Аль-Каидой" и другими террористическими организациями. Я бы предпочел, чтобы санкции были более жесткими, а военные удары против Саддама Хусейна целевыми, но ограниченными. Но сейчас мы вынуждены воевать на двух фронтах, мы не может оголить их.
- Вы оптимистично настроены по вопросу о соглашении с ООН?
- Идея передачи власти временному иракскому правительству до 30 июня - это мираж.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях