La Repubblica | 18 мая 2001 г.
Москва участвует в переделе Европы
Альберто Стабиле
Путин и Проди договорились о создании единой экономической зоны. На создание экономического союза нам потребуется от 5 до 10 лет.
Новая структура, возникшая в воображении Путина и Проди, уже имеет название: ?Евророссия?. Пока это лишь геополитический объект на карте Европы, огромное общее экономическое пространство, простирающееся от Атлантики до Урала, где товарообмен будет осуществляться за единую валюту, а трансакции будут регулироваться в соответствии с наднациональными нормами. Возможность создания подобной зоны будет изучаться комиссией экспертов. Речь вовсе не идет о робкой мечте, если даже такой маэстро политического реализма, как Верховный европейский комиссар Хавьер Солана, отважился сделать предположение о том, что "Евророссия" начнет функционировать уже через 5-10 лет.
Между тем, и это можно назвать самым важным итогом шестой встречи в верхах между Европейским союзом и Кремлем, стороны договорились заняться изучением конкретного вопроса - принятия евро в качестве единой валюты в экономических и торговых отношениях между Россией и Евросоюзом. Этот шаг позволит поднять на новый, как количественный, так и качественный уровень взаимоотношения между Москвой и Европой.
?Великолепная возможность для перевода отношений между Москвой и Брюсселем на новую основу?, - заявил Проди.
Эта встреча, несомненно, была весьма плодотворна. И не только потому, что в текст совместного коммюнике были включены новые страницы, подтверждающие уже известные обязательства сторон, но и потому, что этот документ, если можно так выразиться, наполнился новым духом. В ходе этой встречи, как кажется, удалось развеять все опасения Москвы в отношении расширения ЕС на Восток, вплоть до присоединения к Евросоюзу бывших сателлитов СССР и даже некоторых бывших союзных республик. Беседуя с Проди, Хавьером Соланой, а также с нынешним председателем ЕС, премьер-министром Швеции Перссоном, Путин без всякого колебания назвал отношения с Европой ?стратегическим партнерством?. Подобное определение никогда не употреблялось даже во времена ?старых друзей? Билла Клинтона и Бориса Ельцина в отношении американцев.
Между тем, Путин, по-видимому, намерен углублять отношения с Европой путем создания условий для экономического экспансионизма и путем активизации политической саморекламы с целью создания нового многополярного мирового порядка, который способствовал бы снижению мощного влияния Соединенных Штатов в мире.
Неслучайно в заключительном документе, наряду с такими темами, как война в Чечне и свобода прессы, по которым Европейский союз продолжает занимать критическую позицию в отношении России, перечисляются другие важные вопросы, отражающие если не единый стратегический подход, то наверняка сходное, и одновременно противоположное американскому мнение.
Так, например, в заключительном документе говорится об обязательствах сторон по обмену информацией в области безопасности. Стороны подтвердили намерение выполнять обязательства по охране окружающей среды, принятые в рамках протокола, подписанного в Киото, в то время как администрация Буша заявила об отказе от выполнения этого протокола. В заключительном коммюнике содержатся положения, свидетельствующие о стремлении сторон к налаживанию диалога с Северной Кореей, которую, наряду с Ираном и Ираком, Вашингтон причисляет к группе таких стран, от которых, по мнению американцев, может исходить угроза. Угроза, в целях противостояния которой Буш вновь заявил о разработке проекта НПРО, против развертывания которой активно выступает Россия.
Иными словами, в отличие от Ельцина, делавшего ставку на Соединенные Штаты, чтобы вытащить страну из омута, Россия Путина делает ставку на Европу. Новый царь гарантирует создание здоровой экономики, базирующейся на принципах свободного рынка. А между тем Европа, прежде всего, хотела бы получить гарантии по вопросам соблюдения прав человека и индивидуальных свобод.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях