Статьи по дате

The Times | 18 мая 2001 г.

Возрождение царя

Бенедикт Найтингейл

В ?Борисе Годунове? с потрясающим эффектом соединились образы Пушкина и Путина.

Пушкинский ?Борис Годунов?, история о обмане и предательстве, действие которой происходит в 17 веке, вызвала реакцию еще при жизни поэта ? хотите верьте, хотите нет, но цензоры заставили его добавить к этой трагедии подзаголовок ?Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве?. Наверное, такую же реакцию вызвала постановка Деклана Доннеллана, премьера которой недавно прошла в Москве.

По версии ирландского постановщика, Кремль 1600 года очень похож на Кремль 2001 ? это место, где неулыбчивые люди в темных костюмах решают, какую фракцию им поддержать, а какую уничтожить.

Считается, что Борис Годунов убил праведного наследника престола царевича Дмитрия и с помощью тонкой фракционной политики занял престол. Но с точки зрения исполняющего роль царя Александра Феклистова, на троне он чувствует себя не спокойно. Впрочем, не ждите шумных криков о боли. Феклистов больше похож на Путина, он страдает более тонко, незаметно. Дергания его тела и кривые, озадаченные улыбки говорят о том, что царь недоволен тем, что дав россиянам золото, работу и еду, все-таки остался нелюбимым.

Как завоюет лидер любовь граждан, представители которых в шапках и шалях собрались в углах узкой сцены Брайтонской хлебной биржи? Этот вопрос очень актуален и в Британии, и в России, и именно на нем ставит акцент Доннеллан.

Ответ дает Евгений Миронов, исполняющий роль Григория, молодого скучающего монаха, которому удается выдать себя за волшебным образом воскресшего или почему-то не умершего царевича. Выясняется, что множество людей лично заинтересованы в том, чтобы ему поверить.

Он появляется в Польше, превращаясь из ничего в смесь церемониймейстера с жестким ведущим ток-шоу, носится по сцене в белом галстуке и фраке, умасливая всех вокруг. В этом ему помогает микрофон. И работящая гримерша.

Григорий отвоевывает корону не с помощью войск, а благодаря своему инстинктивному дару имиджмейкерства и манипулирования. Если бы у поляков была проблема с ящуром, он бы возродил теленка. А так он полагается на телеведущих, которые из собора Василия Блаженного вкрадчиво обвиняют Бориса в том, что он не выполнил свои обязательства в отношении преступности, налогов и благосостояния.

Может показаться, что все это слишком игриво, но это срабатывает. Доннеллан контролирует интонацию спектакля и в те моменты, когда наполняет сцену мрачным православным духовенством, облаченном в черное и распевающим молитвы, и когда он переносит действие в бар, где сидят уличные девки с мертвыми лицами, буйные монахи и мрачная полиция Бориса, и во время чарующих интимных сцен между Григорием-Мироновым и Мариной Мнишек, молодой дочери амбициозного польского дворянина, роль которой исполняет Ирина Гринева.

Как и у врага Бориса, у Григория есть совесть и личная жизнь, а теперь у него еще и вскружилась голова. В центре сцены обнаруживается квадратный водоем, заменяющий фонтан. Он и Марина раздевают друг друга, и вдург он испытывает саморазрушительное желание обнажиться эмоционально. Он признается во лжи. Что сделает она, отвергнет его или присоединиться к интриге?

Если вы этого не знаете, вам стоит посетить Брайтонский фестиваль и найти ответ на этот вопрос. Кроме того спектакль можно увидеть в Уорикском Художественном центре и лондонской Риверсайд студии. Добавлю только, что когда в конце спектакля московский простой люд преданно приветствует власть, свет падает и на аудиторию. Победил тот кандидат, который лучше умел пользоваться СМИ. Будьте осторожны ? его жертвами стали такие же люди, как мы с вами.

Источник: The Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru