International Herald Tribune | 18 ноября 2004 г.
Ястребы приземлились
Николас Кристоф
Сокрушив сопротивление в Эль-Фаллудже, президент Буш теперь пытается сделать то же с Госдепартаментом.
Колин Пауэлл, возможно, и "ушел в отставку", но не обманывайте себя - Белому дому он больше не нужен. Согласно собственным заявлениям Пауэлла, он и Буш пришли к обоюдному соглашению о том, что пришло время ему уйти.
Истинным победителем в этом бое является вице-президент Дик Чейни. Теперь один из его бывших советников, Стифен Хэдли, будет советником по национальной безопасности, а на Кондолизу Райс он "наезжал" столько раз во время первого срока, что в Госдепартаменте она будет послушной.
В разговоре с британским министром иностранных дел Джеком Стро Пауэлл однажды назвал Чейни, Дональда Рамсфельда и Пола Вулфовица "...(матерное слово) сумасшедшими". Об этом рассказывается в недавно опубликованной биографии Тони Блэра. Пауэлл был прав, но последнее слово осталось за ними.
Главный вопрос второго срока Буша таков: обуздает ли он своих правых христианских сторонников теперь, когда он в них больше не нуждается, и попытается ли разбавить свое наследие умеренной политикой, которая может объединить страну? Или теперь, когда ему не нужно беспокоиться о переизбрании, он проведет революционные изменения в правую сторону? Мне кажется, что более вероятно последнее.
Многие либералы до сих пор возмущены тем, что Пауэлл обманул мир насчет иракского оружия массового поражения во время своего выступления в Нью-Йорке. Справедливо. Однако подождите шесть месяцев, и они будут страстно желать, чтобы он вернулся. Реальность такова, что Пауэлл был голосом разума во внешнеполитических дискуссиях от Пакистана до Венесуэлы. Без него международные отношения примут еще более катастрофический характер.
По проблемам Северной Кореи, Ирака и Европы Пауэлл был чернорабочим цирка, который идет за слонами, подчищая их лепешки. Но даже его более полезная роль в администрации не была разумной дипломатией. Это была его готовность не соглашаться, предлагать другую точку зрения. Он "отжимал" противника.
Кондолиза Райс - умная, старательная и честная, однако у нее нулевой опыт "отжимания". Именно это Бушу и нужно - ему нужен кто-то кроме Лоры, кто будет одергивать его перед тем, как он сделает очередную глупость.
Ему неплохо было бы заиметь многочисленных "кого-то" в разведывательном сообществе, главная роль которых - не красть заграничные секреты, а сопротивляться политическому давлению на внутреннем фронте и делать не всегда приятные на слух анализы. Однако это менее вероятно теперь, когда по коридорам управления ЦРУ катятся головы.
Заменить Пауэлла, политического назначенца, идея неплохая, однако что касается вытеснения шпионов из ЦРУ, то здесь дело обстоит иначе, потому что они - профессионалы с большим опытом работы. Лучшие активы разведывательного сообщества - это не те, кто шпионит в пользу США в иностранных столицах, а тысячи американцев в ЦРУ, оборонной разведке и агентстве национальной безопасности. Их моральный настрой - уже не позитивный - переживет еще больший упадок, так же как и эффективность их работы.
Так чего же нам ожидать от второго срока Буша?
Осады Северной Кореи. Ястребы уже давно проявляют нетерпение, глядя на телячьи нежности с Северной Кореей, и если в ближайшее время не наметится прогресс, произойдет ожесточение и будут применены санкции.
Продолжения поддержки Ариэля Шарона. В отсутствие Пауэлла в администрации не будет никого, кто подтолкнул бы Буша к более сбалансированной политике. Это попытается сделать Тони Блэр, но он живет далеко.
Столкновения с Ираном. Когда новое соглашение Ирана с Европой о сворачивании иранской ядерной программы будет нарушено, США возобновят свое давление с требованием смены режима. Тогда США начнут обсуждать другие меры, в то время как Израиль нанесет удары по ядерным объектам Ирана.
Смятения по вопросу Дарфура. Пауэлл ездил в Дарфур, называл тамошнюю резню геноцидом и тихонько пытался подтолкнуть администрацию к необходимости принятия каких-то мер. Хотелось бы, чтобы ему удалось сделать больше, однако Белый дом проявлял полную апатию.
Лакмусовой бумагой перспектив внешней политики станет то, не будет ли назначен Джон Болтон, гениальный хищник среди голубей Госдепартамента, на должность заместителя госсекретаря. Для либералов, которые подумывали о том, не перебраться ли им в Новую Зеландию, это станет сигналом к тому, чтобы паковать чемоданы.
Николас Кристоф - обозреватель The New York Times
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях