The Times | 18 ноября 2004 г.
Спустя 200 лет армия почитателей Наполеона продолжает пополняться
Чарлз Бремнер
Празднование двухсотлетия со дня коронации императора показывает, что его притягательность все еще велика.
Два века миновало со дня коронации, когда Наполеон провозгласил себя императором Франции. И на этой неделе культ Наполеона достиг новых высот: в Париж хлынули толпы коллекционеров со всего мира, чтобы скупить реликвии - включая носки, зубочистки и медали.
Продажа более 800 объектов в замке Фонтенбло, где император в 1815 году впервые отрекся от престола, принесла 2 млн фунтов, в основном благодаря коллекционерам из России, Австралии и Америки.
Цены на эти товары подтверждают, что культ Наполеона все еще силен во Франции, готовящейся к празднованию годовщины коронации Наполеона в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года. Его памяти было посвящено более 50 новых книг, телевизионные документальные фильмы, десятки выставок в Лувре и других местах.
Но для истинного наполеономана ничто не сравнится с обладанием частичкой жизни маленького корсиканца, и неважно, считают ли они его при этом государственным деятелем, склонным к утопизму, или кровавым тираном.
В Фонтенбло Пьер-Жан Шаленсон, обладатель самой крупной во Франции частной коллекции артефактов, связанных с Наполеоном, заплатил 1100 фунтов за склянку розовой воды, которую император возил в своем походном чемодане.
Квартирка Шаленсона - это святилище Наполеона в старом парижском квартале. Наполненная красным бархатом и пронизанная имперским духом, эта квартира - настоящая сокровищница для поклонников Наполеона - здесь есть картины, его коронационный меч, прядь волос Наполеона и частные письма.
Пьер-Жан Шаленсон, которому сейчас 34 года, еще в 17 лет решил посвятить себя императору, тогда он продал свой скутер, чтобы купить письмо Наполеона, в котором тот сообщает о своей победе над армией Пруссии в 1806 году.
Так и не закончивший университет, этот эксперт по Наполеону, писатель и коллекционер, говорит о своем кумире в настоящем времени и открыто признает, что одержим этим генералом, которого он считает самым великим стратегом.
Проскользнув мимо позолоченного стула из кабинета Наполеона в Тюильри, он протягивает мне маленький стеклянный флакончик, накрытый зеленой бумагой и перевязанный красной нитью.
"Это его зубная паста. Еще у меня есть зубочистки. Наполеон содержал себя в абсолютной чистоте. У него были прекрасные зубы, и он использовал литры одеколона. На Святой Елене он много времени проводил в ванне".
Казалось бестактным спросить Шаленсона, не вступает ли его почитание Наполеона в конфликт с тем, что можно было бы сейчас назвать правозащитной стороной вопроса. Наполеон, возможно, является основателем современной Франции, но историки считают его также родоначальником тоталитарного полицейского государства и катализатором националистического движения, породившего Гитлера и Сталина.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях