Financial Times | 18 ноября 2005 г.
Новички Сети прокладывают путь
Крис Наттолл
Кошмар Билла Гейтса может обрести форму Ritual Coffee Roasters - кафе в одном из районов Сан-Франциско. Его завсегдатаи между чашками кофе, склонившись над ноутбуками, затевают интернет-революцию, которая может потрясти империю Microsoft. Через пять лет после краха феномена доткомов складывается новая версия Сети.
Президент Microsoft знает об угрозе. В меморандуме для сотрудников, опубликованном на этой неделе, говорится, что последний этап онлайновых инноваций может негативно отразиться на признанных столпах отрасли. "Новое поколение интернета формируется благодаря его проникновению во все слои общества и популяризации", - добавил Гейтс.
В кафе зарождаются процессы, получившие название Web 2.0. Flickr. Сайт для обмена фотографиями, насладившийся в этом году 15-минутной славой как компания, о которой в Силиконовой долине говорили чаще всего, проводит совещания за большим столом в кафе Ritual. Дизайнеры и авторы кодов поисковой системы Rollyo, которую можно приспособить к нуждам пользователя, и других новичков разработали приложения и испытали свои сайты, пользуясь бесплатным беспроводным подключением. То, что это происходит так незаметно, показывает, насколько новый этап развития интернета отличается от бума конца 1990-х годов.
Обстановка может показаться необычной для технологического сдвига, способного поколебать Microsoft. В конце концов, для гиганта не составило проблемы вытеснить Netscape и приспособить свой бизнес к интернету, когда он родился десятилетие назад. Но есть и отличия, которые могут значительно затруднить подавление новой вспышки.
Flickr, недавно купленный Yahoo, является представителем нового поколения компаний, упомянутых техническим директором Microsoft Рэем Оззи в электронном послании коллегам. Наряду с такими крупными конкурентами, как Google и Yahoo, "бурную деятельность по созданию программного обеспечения и услуг ведут новички на самом нижнем уровне", предупредил он.
В своем письме сотрудникам Гейтс назвал меморандум Оззи не менее важным, чем его предупреждение десятилетней давности, озаглавленное "Приливная волна интернета", в котором он предсказывал, что интернет полностью изменит компьютерный мир и, если Microsoft не сумеет приспособиться, его может смыть этой волной. Хотя Microsoft нередко прибегает к подобным предупреждениям, стимулируя активность своих разработчиков, технологические перемены действительно грядут.
Значение Web 2.0 оценивают по-разному. Тем, кто непосредственно осуществляет эту инновацию, она представляется принципиально новым способом производства и доставки программного обеспечения. Стандартом для технологии нового поколения стал Google. Сложное программное обеспечение этой поисковой системы, к которому можно обращаться через интернет, доступное благодаря рекламе, - это большой шаг вперед по сравнению с методами бизнеса, принятыми в Microsoft. Другие, признавая важность момента, сомневаются, что изменения будут масштабными.
"Я тоже считаю, что это настоящая революция, - говорит Чарлин Ли, аналитик исследовательской группы Forrester. - Но "революция" с маленькой, а не с большой буквы. Интернет представлял собой полное изменение сознания, а это лишь вариация на тему. Это не потрясение для потребителей или бизнеса".
После краха доткомов произошли два важных события, которые способствовали появлению Web 2.0 и, возможно, помогут ей дольше, чем продержится последняя волна безумия вокруг интернета. Первое событие - распространение широкополосного доступа в интернет. Как сказано в меморандуме Оззи, скоростное соединение создало большую аудиторию потребителей контента и онлайн-приложений. Второе - это появление рынка интернет-рекламы, созданного Google.
Размещая объявления рекламодателей Google на своих сайтах, многие новички сумели немедленно получить прибыль от своих усилий. Там, где доткомы собирали только просмотры и мечтали когда-нибудь найти модель бизнеса, эффективную для интернета, Google предоставил модель, готовую к употреблению. Именно появление программного обеспечения, поддерживаемого рекламой и поставляемого через сеть, побудило Microsoft действовать. Многие потребительские программы и даже те, которыми пользуется мелкий бизнес, в один прекрасный день начнут приносить доход таким способом, считает Оззи.
В этой ситуации население Web 2.0 поняло, как создавать интернет-услуги массового спроса с минимальными затратами. Принцип таков: где только можно, разрабатывай "легковесное" программное обеспечение из блоков стандартной технологии, которое можно быстро распространить по сети, а потом используй опыт первых пользователей для усовершенствования. "В прошлом была нужна большая группа разработчиков и способ распространения программ, иными словами - значительные ресурсы, - говорит Ли. - В случае Web 2.0 речь может идти о двух инженерах, создающих нечто интересное и привлекательное, потому расходы снизились".
Джо Краус, генеральный директор новой компании Jotspot, говорит, что он второй раз становится участником радикальных перемен. Он был одним из основателей и президентом аналогичного Yahoo портала Excite, который теперь принадлежит Interactive Corp. "Сегодня затраты по созданию компании на порядок меньше, чем десятилетие назад, - говорит он. - Когда мы начинали Excite, с момента возникновения идеи до появления продукта на рынке мы потратили 3 млн долларов. Создание Jotspot обошлось мне в 100 тыс. долларов".
Одна из причин снижения расходов заключается в том, что приложения можно создавать быстро, используя в качестве строительных блоков бесплатные программы, находящиеся в открытом доступе. Их можно соединять с помощью сетевых инструментов, трансформирующих браузер таким образом, что приложения выглядят и работают как программы, хранящиеся на жестком диске.
Этими методами пользуются не только новички. Пионером многих стандартизированных легковесных технологий стал Google, а его молниеносное распространение услуг превратилось в образец для разработчиков продуктов Web 2.0.
В первых версиях карт услуг, предлагаемых Google и Yahoo, движение по онлайновой карте означало щелканье по стрелкам, после чего загружалась новая страница. Теперь пользователи с помощью мыши могут двигаться по карте непрерывно по маршруту, который они сами выбрали. Говоря языком интернета, карта динамично создается внутри браузера.
Другими примерами являются Writely.com и Jotspot Live Крауса, которые позволяют людям сотрудничать онлайн в режиме реального времени, чтобы готовить проекты документов. Эта инновация основана на сборке ряда технологических компонентов и отработанных методиках по созданию интернет-сообществ.
Браузер Flock, недавно снискавший известность как приложение Web 2.0, о котором больше всего говорили в Силиконовой долине, сочетает множество инструментов, связанных с Web 2.0 через Firefox, бесплатный браузер, конкурирующий с Microsoft. Он дает легкий доступ к блогам пользователей и сайтам для обмена фотографиями, сообщает новости подписчикам и позволяет маркировать интересные страницы удобнее, чем закладка "Избранное".
"Мы в восторге от социальных процессов и от того, что снова даем пользователям браузер, и считаю Flock местом, где пользователи могут перемешивать и сочетать приложения без ограничений со стороны производителя, - говорит Барт Декрем, генеральный директор Flock. - Мелкие предприниматели снова играют в равных условиях".
Microsoft увидел в Google конкурента в совсем иной области, чем война браузеров, которую он вел и выиграл 10 лет назад, запустив Netscape, говорит Тим О'Рейли, один из организаторов конференции Web 2.0, впервые прошедшей в октябре прошлого года и давшей движению имя. Конкурировать с этой инновационной волной будет не так-то просто. "Это фундаментальный вызов, которого Microsoft не видел с Netscape, - говорит О'Рейли. - Тогда война была ограничена рамками программного приложения".
Новые сервисы нередко малы и фрагментарны. "Преимущество новичка в скорости, с которой он движется, и Web 2.0 действительно наращивает силу, - говорит Краус. - Обычно такие волны инноваций рождают несколько крупных компаний".
Его сервис ставит перед собой задачу прорваться в бизнес корпоративных программ, предложив так называемые wikis - энциклопедические базы данных, составленные пользователями, - в качестве внутреннего сетевого протокола компании. В качестве бонуса предлагается быстрая разработка пользовательских приложений с использованием инструментов Web 2.0.
Применение таких приложений как сервисов в сети, а не их использование как программ, установленных на компьютеры, через 10 лет станет нормой для пользователей, предсказывает он. В корпоративном мире такие онлайновые провайдеры, как Salesforce.com, говорят, что они уже существуют, и Web 2.0 подтверждает правильность их моделей. Эра технологической модели "загрузить программу, обновить программу" прошла. "Microsoft - это просто динозавр", - заявил на прошлой неделе сотрудникам генеральный директор Salesforce.com Марк Бениофф.
Но не стоит так быстро сбрасывать Microsoft со счетов. Благодаря своему сервису MSN он уже занял место среди онлайновых гигантов и дышит в затылок Google и Yahoo в поисковом бизнесе. Он также приспосабливает инструменты Web 2.0 к собственным нуждам, встраивая их в свою технологию и поглощая новичков: две недели назад он купил FolderShare, онлайновый сервис синхронизации файлов.
"Я считаю нынешнюю конкуренцию очень здоровой, - говорит О'Рейли. - Это не только Microsoft и Google, но также Google и Yahoo. Когда у Microsoft есть сильные конкуренты, он делает отличные продукты, когда нет - отвратительные продукты. Я с нетерпением жду сюрпризов".
На пути культурного сдвига стоят препятствия
Может ли Microsoft стать больше похожим на Google? Если он хочет остаться доминирующей силой на следующем этапе развития программной и интернет-индустрии, придется. По крайней мере, так считает Рэй Оззи, на которого Билл Гейтс возложил то, что может оказаться самой радикальной трансформацией в истории компании, пишет Ричард Уотерс.
Изменение подхода будет зависеть от крупных культурных и организационных изменений. Методы разработки программ, принятые Google и новыми интернет-компаниями, возникшими после краха доткомов, немного напоминают практику Microsoft. Продукты создаются и выпускаются быстро, а затем дорабатываются. Их делают доступными как услуги, поставляемые через интернет, а не как программы, загружаемые на компьютер пользователя.
Отсюда далеко до Windows Vista, следующей версии операционной системы Microsoft, которая должна появиться в конце будущего года. Чрезвычайно сложная Vista - это "60-метровые программные коды, переплетенные как спагетти", говорит Майкл Кусумано, профессор факультета менеджмента Массачусетского технологического института.
Характеру Оззи, чью новую компанию Groove, производящую программное обеспечение, Microsoft поглотил в этом году, похоже, близок подход Google. "Мы многое сделали с небольшим количеством людей за сравнительно короткий отрезок времени", - сказал он в интервью вскоре после присоединения к Microsoft.
Теперь он хочет внедрить в Microsoft стиль мышления небольшой компании. В октябрьском меморандуме Оззи призвал к новому подходу к разработке, сильно напоминающему подход Google, предупредив при этом, что бездействие представляет "угрозу для нашего бизнеса".
Это, вероятно, найдет отклик у армии разработчиков Microsoft. "Разработчики будут прыгать от радости, - говорит Кусумано. - Никому не хочется разбираться в массивных кодах".
Конечно, Microsoft допускает утечку талантов. Однако на исследования за последние 12 месяцев потрачено 6 млрд долларов, перед которыми меркнут 350 млн долларов, потраченные Google. Эта сумма больше всех венчурных инвестиций в производство ПО за этот период. Горстка известных специалистов, ушедших в Google, не ослабила его базу. "У них больше талантов, чем у всех в мире, - говорит один из бывших разработчиков Microsoft. - Они могут терять людей 10 лет, и все равно талантов будет больше".
Microsoft является создателем многих технологий, изменивших облик Сети. Это источник раздражения для Оззи: хотя компания была пионером или первым сторонником таких технологий, как Ajax и RSS, другие компании успешнее использовали их для создания интернет-сервисов.
Возможно, это не имеет значения. Часто новые технологии получают всеобщую поддержку лишь после того, как их принимают крупные компании, говорит Майкл Гартенберг, аналитик Jupiter Research. "Для Microsoft это не такая большая угроза, какой первоначально был интернет, - добавляет он. - Он доказал, что может справляться с трудностями".
Действительно, биография Microsoft наводит на мысль о том, что он приспособится. "Его история основана на том, что он видит зарождающийся массовый рынок и бросает на него массу ресурсов до того, как тенденция достигнет пика".
Вероятно, Microsoft столкнется с двумя препятствиями в попытках конкурировать с Google на условиях Google. Первое - организационное. Разделенный на крупные группы, разрабатывающие разные продукты, Microsoft был вынужден принять более бюрократический подход к созданию новых продуктов и сервисов, находящихся на стыке подразделений.
Чтобы преодолеть эту проблему, Microsoft в сентябре объявил о реорганизации, которая расширяет полномочия трех руководителей, позволяя им принимать решения, касающиеся более широкого спектра технологий. Оззи предложил усовершенствовать систему, создав посты руководителей, курирующих разработку новых сервисов, которую ведут два и более подразделений.
Второе препятствие - коммерческое. Программное обеспечение Windows и Office приносит Microsoft львиную долю доходов. Там, где новые сетевые сервисы предлагают альтернативу этим продуктам, они скорее получат поддержку не от Microsoft, а от других компаний. "Они должны избавиться от менталитета защитников империи", - говорит бывший разработчик Microsoft.
В ближайшей перспективе бизнесу ПО для персональных компьютеров, похоже, ничто не угрожает. Ожидается, что появление в будущем году новых версий Windows и Office спровоцирует дальнейший рост гиганта. Даже онлайновая альтернатива Office не является реальной угрозой, говорит Рик Шерланд, аналитик Goldman Sachs, поскольку она может привлечь только индивидуальных пользователей.
Это означает, что пока интернет-сервисы являются для Microsoft возможностью, а не угрозой. "Это параллельная вселенная, в которую они инвестируют, - говорит Кусумано. - Революции требуют времени.
Глоссарий Web 2.0
AdSense - Рекламный план Google, помогающий создателям сайтов, включая блоги, получать деньги за свою работу. Он стал единственным серьезным источником доходов для компаний Web 2.0. Помимо результатов поиска, Google выдает объявления, связанные с содержанием сайта, и сайт получает прибыль каждый раз, когда на объявлении кликают.
Ajax - Набор технологий, используемых для создания интерактивных сетевых приложений. Одним из первых эту технологию применил Microsoft, но ее использование Google для создания таких сервисов, как онлайновые карты, превратило Ajax (аббревиатура от "асинхронный JavaScript и XML") в один самых популярных инструментов среди сетевых разработчиков.
Блоги - Дешевая форма сетевых изданий, доступная миллионам. Сетевые дневники были одним из первых широко используемых инструментов Web 2.0.
RSS - Способ распространения информации в интернете, который сочетает технологию pull (когда пользователь запрашивает информацию) с технологией push (когда информация отправляется пользователю автоматически). Посетитель сайта, поддерживающего RSS, может подписаться на обновления сайта. Президент Microsoft Билл Гейтс полтора года назад назвал RSS принципиальной интернет-технологией и дал указание встроить ее в многие программные продукты.
Маркеры - Закладки по версии Web 2.0, дающие пользователю возможность прикреплять ключевые слова к интересующим его страницам и картинкам в сети, помогая классифицировать их и облегчая их поиск другим пользователям. Сотрудничество тысяч пользователей лежит в основе таких сайтов, как del.icio.us и flickr.com.
Wikis - Общественные страницы, которые может изменить любой, кто имеет к ним доступ. Это привело к появлению таких феноменов, как Wikipedia: онлайновая энциклопедия написанная читателями. Внутри компаний wikis дают группе сотрудников, работающих над проектом, возможность обмениваться идеями.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях