The New York Times | 18 октября 2004 г.
Некоторые узники возвращаются к терроризму
Редакция
Свободу они получили, подписав обязательства об отказе от насилия, но, несмотря на это, не менее семи бывших узников Гуантанамо вернулись к терроризму, что имело в некоторых случаях трагические последствия.
Полагают, что как минимум двое из них погибли в боях в Афганистане, а третий снова попал в плен во время рейда в предполагаемом лагере боевиков в Афганистане, сообщил на прошлой неделе пресс-секретарь Пентагона Флекс Плексико. Остальные находятся на свободе.
Другие бывшие заключенные выразили желание вновь присоединиться к войне против миротворцев в Афганистане, американцев в Ираке или российской армии в Чечне.
Около 146 заключенных отпустили с Гуантанамо, но лишь после того, как американские власти убедились, что они больше не представляют опасности и ценности для разведки.
Чиновники Пентагона признали, что процесс освобождения далеко не идеален, но заявили, что большинство освобожденных узников сторонятся исламских военизированных группировок.
Небольшое количество вернувшихся к насилию свидетельствует о тонкой грани, которую США должны проводить между минимизацией того, что представляется неоправданным содержанием людей под стражей, и продолжением заключения для тех, кто представляет долгосрочную угрозу, заявил пресс-секретарь Пентагона Брайан Уитмен.
Правозащитные организации часто критикуют министерство обороны за содержание сотен узников, которым не предъявлены обвинения и не предоставлена возможность проконсультироваться с юристами. Полагают, что многие из них находятся на базе более двух лет, обвинения предъявлены лишь нескольким.
Еще 57 узников Гуантанамо были переведены в тюрьмы своих стран: 29 - в Пакистан, семь - в Россию, по пять - в Марокко и Британию, по четыре - во Францию и Саудовскую Аравию, по одному - в Испанию, Швецию и Данию, сообщил Пентагон.
Пентагон не назвал имена семи узников, вернувшихся к терроризму, но несколько имен стали известны. Один из освобожденных узников убил судью, выходящего из мечети в Афганистане, сообщил Плексико.
В небольшую группу тех, кто вернулся к насилию, входят главным образом представители высших эшелонов военизированных или террористических группировок, предположительно связанных с "Аль-Каидой", считают представители антитеррористических структур на Ближнем Востоке. Они не сообщили подробностей, но отметили, что представители нижних эшелонов после освобождения склонны жить своей жизнью.
Среди бывших узников был Абдулла Мехсуд, связанный с "Аль-Каидой" и курировавший недавнее похищение в Пакистане двух китайских инженеров, один из которых был убит.
В пятницу пакистанские военные начали активный розыск 28-летнего Мехсуда, вернувшегося в Пакистан в марте после двух лет, проведенных на Гуантанамо. Пакистанские власти утверждают, что по возвращении он установил связь с "Аль-Каидой".
Одним из двух убитых узников является Маулви Абдул Гаффар, высокопоставленный командир "Талибана" в северном Афганистане, который был арестован через два месяца после того, как возглавляемая американцами коалиция свергла военизированную группировку в конце 2001 года.
Его держали на Гуантанамо восемь месяцев, затем освободили, а почти месяц назад, 26 сентября, он был убит афганскими войсками во время рейда в провинции Урузган. По словам афганских лидеров, он возглавлял войска "Талибана" в этой южной провинции.
Генерал-майор Эрик Олсон, заместитель командующего американскими войсками в Афганистане, в октябре заявил Associated Press, что альтернативы освобождению узников с Гуантанамо нет.
"Оно не будет идеальным, и случай Гаффара не привел к существенному пересмотру программы освобождения", - отметил Олсон.
Другие бывшие узники открыто заявили, что хотят вернуться к борьбе.
В Дании Шлимейн Хади Абдеррахман, освобожденный с Гуатанамо в феврале, заявил, что поедет в Чечню воевать на стороне мятежников против России.
"Мусульман в Чечне угнетают, русские осуществляют террор против них", - заявил в сентябре датскому телевидению 31-летний датчанин, отец которого алжирец.
За Абдеррахманом, которому по возвращении в Данию не предъявили обвинений, следили. Во время беседы с агентами датской разведки он заявил, что останется в Дании, отдал свой паспорт и держит слово. Датская разведка держит Абдеррахмана под наблюдением.
В Швеции Мехжи Мухаммед Гезали, освобожденный в июле с базы, где он провел более двух лет, находится под наблюдением шведской разведки. Хотя шведская служба безопасности SAPO не дала официальных комментариев, ее агенты утверждают, что Гезали не представляет опасности.
Среди других бывших узников Ясер Эсам Хамди из Саудовской Аравии. Его освободили условно из опасений, что он присоединится к своим товарищам.
Хамди, родившийся в Луизиане, провел три года в одиночном заключении, сначала на Гуантанамо, а затем в Южной Каролине, после того, как был взят в плен в Афганистане в 2001 году. Его вернули в Саудовскую Аравию 11 октября, лишив американского гражданства.
Он должен оставаться в Саудовской Аравии пять лет, отказаться от терроризма, он не может ездить в Афганистан, Ирак, Израиль, Пакистан и Сирию. Кроме того, Хамди должен поставить в известность власти Саудовской Аравии, если узнает о "о планируемом или осуществленном теракте".
По всей видимости, Хамди взят властями под наблюдение, как Гезали и Абдеррахман в Северной Европе.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях