Der Spiegel | 18 октября 2004 г.
"Атмосфера страха"
Вальтер Майр
Золотая цепь с царскими двуглавыми орлами и Георгиевскими крестами в форме медальона является в России символом верховной власти.
Когда 7 мая 2004 году Валерий Зорькин вручал эту цепь переизбранному президенту Владимиру Путину, тот в ответ произнес присягу, состоящую из 33 слов. Он поклялся "чтить и защищать Конституцию Российской Федерации".
Пять месяцев спустя тому же самому Зорькину, председателю Конституционного суда, предстоит решить, держит ли президент свое слово. На столе у Зорькина лежит письмо, в котором 19 политиков во главе с либеральным депутатом Владимиром Рыжковым бьют тревогу.
Они обвиняют Путина в том, что внесенный им в сентябре пакет законов по реформированию политической системы однозначно нарушает конституцию и не совместим с принципами демократической, федеральной страны, управляемой на основе закона. Они призывают Зорькина вмешаться.
Пользующийся всеобщим уважением главный юрист страны один раз, 21 сентября 1993 года, уже засвидетельствовал нарушение конституции президентом - это было, когда Борис Ельцин своим указом распустил неугодный ему Верховный Совет, в котором доминировали националисты и коммунисты. Тогда протест стоил Зорькину поста.
После этого Ельцин применил танки для достижения своей цели, допустив при этом смерть 125 человек, - момент, когда, как до сих пор считают многие, собственно и произошло грехопадение молодой российской демократии. Тот факт, что Запад впоследствии еще шесть лет ухаживал за нарушившим конституцию Ельциным как за гарантом демократии и рыночной экономики, вызвало возмущение в душе российских либералов.
Владимир Зорькин тем временем снова стал председателем Конституционного суда, а в России теперь не столько волнений, как раньше. По последним опросам, 75% граждан знают о нынешних действиях Путина по централизации власти либо мало, либо ничего.
При этом провозглашенные под лозунгом борьбы с терроризмом и на волне шока от бесланской трагедии, но на самом деле подготовленные уже давно изменения имеют радикальный характер. Уже в пятницу Госдума начнет обсуждать, будут ли губернаторы и президенты 89 субъектов Российской Федерации впредь не избираться народом, а назначаться президентом - инициатива, которую 19 декабря 2002 года сам Путина отклонил как неконституционную.
Также в Думу больше не попадут депутаты-одномандатники. Планируется оставить только выборы по пропорциональной системе - странно для страны, где почти нет зрелых партий. "Авторитарная форма правления избавляется от последних демократических барьеров", - говорит один из депутатов думской фракции "Родина".
Исследовательница элиты Ольга Крыштановская, которую в путинском лагере считают "Кассандрой", уже видит в этом стремление превратить Российскую Федерацию в централизованную парламентскую республику со слабым президентом. При этом премьером с расширенными полномочиями, начиная с 2008 года, после двух сроков президентства, может стать Путин.
Возможно также изменение конституции, которое позволит Путину остаться на третий срок, - как это в воскресенье на референдуме сделал президент Белоруссии Александр Лукашенко. Того же, по слухам, хочет добиться его украинский единомышленник Леонид Кучма путем аннулирования выборов, которые состоятся 31 октября.
Процедура должна быть запущена не позднее ноября 2006 года. Необходимое для продления срока большинство в две трети в Думе уже сейчас обеспечивает выдуманная Кремлем партия "Единая Россия". Гарантировано также требуемое большинство в две трети в Совете Федерации. Еще непокорную во времена Ельцина верхнюю палату теперь Кремль заполняет своими подхалимами.
Остается получить согласие двух третей регионов. Это легче сделать, если губернаторов будет назначать Кремль, а местные парламенты лишь утверждать кандидатуры. До сих пор лишь 17 из 89 субъектов Федерации находятся под контролем кремлевской партии, пожаловался недавно заместитель администрации президента Владислав Сурков. Но председатель Думы и верховный вассал Кремля Борис Грызлов говорит, что официальные лица из всех регионов стоят в очереди на запись в партию.
На прошлой неделе в трех чтениях за один-единственный день Дума голосами кремлевской партии отменила решение о несовместимости правительственных и партийных должностей. Грызлов сказал, что этого времени хватило. Предложения оппозиции и так не имеют никаких шансов.
Оппозиционеры в один голос говорят о возвращении советских порядков в правительстве, парламенте и СМИ. Гарри Каспаров, бывший чемпион мира по шахматам и председатель "Комитета 2008", позиционирующего себя как оплот либерализма на послепутинский период, говорит о сталинских тенденциях. А также о том, что Запад, который жалует инвестициями страну с "марионеточным парламентом и без независимых СМИ", становится соучастником.
Граждан все это мало беспокоит, поскольку, как еще в XIX веке сказал знаток России Астольф де Кюстин: "Переодетый врачом тиран убедил их, что здоровье - это неестественное состояние для цивилизованных людей" и что "Чем больше опасность, тем более жестоким должно быть лекарство".
Кремль давно уже управляет обеими палатами парламента, электронными СМИ, а через семерых полномочных представителей - отчасти и регионами. Но строптивые губернаторы, которые считают себя более обязанными местным олигархам, чем Кремлю, еще есть. С ними теперь будут бороться.
Правосудие, которое уже сейчас идет курсом Кремля благодаря назначаемым президентом верховным судьями, тоже окажется на укороченном поводке. В конце сентября Совет Федерации внес проект закона, который дает право президенту по своему усмотрению назначать и заменять судей.
В соответствии с нынешними планами, занимающаяся назначениями, в том числе и в Верховный суд, коллегия уже скоро будет наполовину формироваться президентом и преданной ему верхней палатой. Это будет последний гвоздь в гроб российского правосудия, говорят уважаемые московские судьи Ольга Кудешкина и Сергей Пашин, которых уже забраковали за непокорность.
Тогда избирательное правосудие, как в деле ЮКОСа, может стать правилом. Образцовый концерн во второй по значимости нефтедобывающей стране мира, который государство вот уже почти полтора года преследует с беспримерным упорством и односторонностью за налоговые нарушения, находится на грани банкротства. Он задолжал по крайней мере 8 млрд долларов.
Котировки акций в результате дела ЮКОСа падают, министр Греф пророчит на 2004 год бегство капитала в размере 12 млрд долларов. Даже советник Путина Андрей Илларионов, трудно поверить, критикует установившуюся "атмосферу страха" и объявляет, что, несмотря на все усилия, борьба с главным злом России не удалась: коррупция еще более укоренилась и проникла в новые сферы, говорит он.
При этом борьба с ней была одним из столпов политического здания, выстроенного Путиным. Теперь законопослушность и ответственность будут развивать путем распределения еще большего объема власти среди еще меньшего числа людей.
Даже критики предостерегают, что Путин, раб своего окружения из жадных до власти ветеранов силовых органов, скоро будет нуждаться в поддержке, чтобы не рухнуть под грузом полномочий, которые он взвалил себе на плечи.
Строгая структура государства, которая возникает сейчас, - это бомба для наследников.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях