The Washington Times | 18 октября 2006 г.
Американский дезертир нарушает молчание о жизни в КНДР
Эндрю Салмон
Не раскаивающийся и не скрывающий коммунистических взглядов, последний из оставшихся в живых американских дезертиров, бежавших в Северную Корею, впервые рассказал публике о своей жизни в этой стране и причинах, побудивших его к бегству. Это было сделано перед камерой.
"Я расскажу вам о том, о чем никому и никогда не рассказывал, - говорит Джеймс Дреснок по прозвищу Товарищ Джо в фильме "Зайти за черту" (Crossing the Line), который был впервые показан в понедельник на Международном кинофестивале в городе Пусан в Южной Корее. - Я никогда не жалел о том, что оказался в Северной Корее. Здесь мой дом".
Документальный фильм, снятый британцами в КНДР, проливает свет на уникальную историю времен холодной войны: историю о том, как бедный, отчаявшийся и безрассудный американец обрел спокойствие в Северной Корее.
Дреснок, рядовой из Норфолка, признает и трудности, с которыми ему пришлось столкнуться. В фильме его свидетельства показаны наряду с воспоминаниями американских ветеранов и другого дезертира, Чарльза Дженкинса, который отказывался критиковать режим до тех пор, пока не покинул КНДР.
Дреснок родился в 1941 году и пережил распад своей семьи. После развода родителей он был отправлен в приют, который, по его словам, был "адом на земле". Вступив в ряды вооруженных сил в 17 лет, до отправки в Корею он успел жениться и развестись.
В Корее в перерывах между опасными патрулями он тратил свое жалование на проституток. Получив взыскание после того, как вопреки приказу пошел к одной из своих подружек, он бежал на Север, с риском для жизни перейдя минное поле. Это было в 1962 году.
"Мне было все равно, останусь я живым или умру", - говорит он.
Его схватили, и северокорейская пропаганда восприняла поимку его и еще трех американских перебежчиков как ценный подарок. Дезертиры принимали участие в создании пропагандистских материалов.
"Мы очень гордимся этим", - говорит Дреснок. "Он придумал себе идеальную страну ", - возражает бывший американский офицер.
Конечно, жизнь в коммунистической Азии оказалось для необразованного южанина трудной. "Мне не хотелось там оставаться, - говорит он, упоминая о расизме. - Казалось, что я не смогу приспособиться".
В 1966 году он вместе с другими дезертирами попросил убежища в советском посольстве в Пхеньяне. Им было отказано, после чего американцы были направлены для прохождения интенсивного курса переподготовки.
"Пришлось научиться и думать, и вести себя как положено", - говорит он, рассказывая, как изучал официальную корейскую идеологию чучхе с ее "высокими добродетелями".
В 1972 году все четверо получили гражданство. В 1978 году они прославились в стране, снявшись в шпионском сериале "Безымянные герои" в роли злодеев-капиталистов. Кроме того, они занимались преподаванием английского.
В фильме серые цвета Пхеньяна противопоставляются деревенским пейзажам родной для Дреснока Вирджинии. Показано, как он ловит рыбу, выпивает, ходит к портному, как отмечает день рождения младшего сына в своей маленькой квартире. На Севере он был женат дважды - на румынке и на тоголезке.
"Я горжусь тем, что мой сын учится в колледже", - говорит он. Его светловолосый сын Джеймс, который говорит по-английски с русским акцентом, учится в институте иностранных языков. "Не думаю, что в Америке мы смогли бы себе это позволить".
Самый эмоциональный момент в фильме - когда он со слезами на глазах говорит: "Клянусь, никогда в жизни я не брошу своих детей".
Его слова заставляют вспомнить то, о чем говорил Дженкинс, бывший сержант американской армии, который вместе с женой-японкой и двумя детьми в 2004 году покинул КНДР при содействии японского правительства. Дженкинс боялся, что в институтах иностранных языков, где учатся его дочери, вербуют шпионов. По его словам, это и послужило причиной для побега.
Дреснок придерживается других взглядов. Он ожесточенно спорит с заявлениями бывшего сержанта и намекает на отношения с женой Дженкинса. "Хочу его убить", - рычит он.
Нынешняя жизнь Дженкинса по северокорейским стандартам может считаться привилегированной.
Во время голода в конце 1990-х, "когда корейцы умирали без еды, я получал рисовый паек", рассказывает он. "Правительство будет заботиться обо мне до самой смерти".
Он выглядит веселым, хотя у него отсутствуют передние зубы. Непонятно, связано ли это с избиениями, которым, по словам Дженкинса, подвергались американские перебежчики. А вот что совершенно ясно - то, что Дреснок страдает серьезными заболеваниями из-за постоянного употребления спиртного и курения. По его словам, двое других американских дезертиров - рядовой Лари Ален Эбишер и капрал Джерри Уэйн Периш - умерли от естественных причин.
Дреснок не получил платы за участие в фильме, "если не считать лишней бутылки выпивки", говорит сопродюсер фильма Ник Боннер, владелец пекинской фирмы Koryo Tours, которая устраивает туристические поездки в КНДР.
По словам Боннера, создатели фильма взяли интервью у Дреснока без присутствия правительственных журналистов, и фильм не подвергался цензуре. Только однажды Дреснок отказался сниматься - перед захваченным в 1968 году американским кораблем-шпионом "Пуэбло".
Боннер также являлся сопродюсером снятого в 2002 году фильма "Игра всей жизни" (The Game of Their Lives) - о футбольной команде КНДР на чемпионате мира 1966 года, а также вышедшего в 2004 году фильма "Состояние души" (A State of Mind) - о двух гимнастах, готовящихся к массовым играм в Пхеньяне, националистическому физкультурному представлению.
Права на показ фильма уже проданы в Корею и Японию, говорит сопродюсер Пол И. Он добавляет, что надеется показать фильм на американском кинофестивале "Санденс".
Пресс-атташе американских сил в Корее заявил по телефону, что ему неизвестно о Дресноке, однако он полагает, что в случае возвращения с Севера его ожидает то же, что и Дженкинса.
В 2004 году Дженкинс был осужден военным трибуналом, однако, отбыв 30 дней тюремного заключения, был отпущен на свободу на том основании, что он перенес достаточно страданий.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях