The Washington Post | 18 сентября 2001 г.
Коммунисты возвращаются в Россию
Сьюзан Глэссер
Уровень жизни не повышается, к власти возвращаются ?красные губернаторы?.
Эти листовки должны были пугать. ?Запасай, - советовали они - спички, мыло и другие товары первой необходимости. Скоро начнется дефицит - если к власти не вернется последний коммунистический руководитель Нижнего Новгорода Геннадий Ходырев?.
Другая атака была основана на воспоминаниях о том, каким этот город был до 1991 г., когда закончил свое существование Советский Союз, а Ходырев утратил власть. Это место было закрыто для иностранцев. Город назывался Горьким, в честь любимого писателя коммунистов. Он прославился, став местом изгнания советского диссидента Андрея Сахарова. На листовке написано: ?Цвет: серый. Город: Горький. Хотим мы, чтобы это вернулось??
Ответ, судя по всему - да. В июле Ходырев, которого теперь представляют мягким, кротким коммунистом - ?совершенно современным человеком?, как он сам сказал о себе в интервью - был выбран губернатором региона, которым он когда-то руководил. Его победа примечательна тем, что он добился ее в промышленно развитом регионе России, когда-то считавшемся столицей экономических реформ западного стиля. Это место находится в 400 км. от Москвы. Недавно коммунисты не могли и мечтать о том, чтобы вернуться к власти.
После развала Советского Союза российские регионы начали решительно отвергать кандидатов-коммунистов. Сейчас они начинают звать их назад. По мнению политических аналитиков, население недовольно тем, что российский капитализм не смог повысить уровень жизни в далеких от Москвы регионах. После выборов в Нижнем Новгороде ?красные губернаторы? контролируют исполнительную власть в 35 из 89 российских регионов.
Мы побеседовали с Ходыревым в том самом кабинете местного Кремля, из которого его выгнали 10 лет назад. ?Оппоненты говорили, что если я стану губернатором, вернется гулаг, прекратятся инвестиции, - смеясь, сказал он. ?Ничего страшного не происходит. Это не путь назад; это просто трудный шаг вперед?.
Четыре года назад Ходырев боролся за пост губернатора против того же оппонента и набрал всего 42% голосов. На этот раз он победил с 60%. Он набрал больше голосов не только в деревне, но и в столице региона, где за десять лет демократии никогда не голосовали за коммуниста.
?Значение этой победы для Коммунистической партии невозможно переоценить. Результаты здесь говорят о том, какие изменения произошли в России за последние несколько лет; коммунисты начинают побеждать в тех регионах, где в прошлом не могли об этом и мечтать?, - сказал Владислав Егоров, секретарь нижегородского регионального отделения партии.
Региональная реставрация коммунизма происходит параллельно с утратой партией власти на национальном уровне. Во времена президентства Бориса Ельцина коммунисты по сути контролировали парламент и блокировали его инициативы. Сейчас президент Владимир Путин правит Госдумой, сталкиваясь с вялыми ритуальными протестами со стороны коммунистов, остающихся крупнейшей фракцией с 24% мест, но вполне довольствующихся возможностью делить власть - их интересы представляет спикер и руководители нескольких комитетов.
Однако за пределами Москвы возвращение партийных боссов советских времен, таких как Ходырев, говорит о том, что партия по-прежнему играет важную роль в политике времен Путина - в России ограниченность выбора и кампании поливания грязью приводят к неправдоподобным результатам. Даже президент с его семидесятипроцентным рейтингом не способен влиять на исход местных выборов. Бывший губернатор, уступивший Ходыреву, является членом партии Путина. Его открыто поддерживал представитель президента в этом регионе.
?В России есть поговорка: ?хороший царь, плохие подданные?. Это объясняет, почему отношение к Путину остается хорошим, несмотря на то, что в регионах многие выступают против его политики?, - говорит Лев Гудков, директор политических опросов ?Всероссийского Центра Исследования Общественного Мнения?.
Таких успехов Коммунистическая партия добивается, переживая продолжающийся уже десять лет мучительный кризис идентичности, и пытаясь найти будущее для партии, которую поддерживают в основном старые, бедные, малообразованные избиратели. Представляя себя, партия пользуется решительно неидеологическими призывами. Сегодня кандидаты-победители представляют себя прагматиками, говорят, что только опытные политики способны управлять регионом.
?За последний год в Нижнем Новгороде и других местах, где прошли губернаторские выборы, коммунисты набрали много голосов не только среди своего обычного электората пожилых людей, но также среди людей среднего возраста с высоким уровнем образования, - сказал Гудков. - Они поддержали этих кандидатов не потому, что они коммунисты, а потому, что считают их прагматиками?.
Цифры тоже говорят о том, что коммунисты не просто сохраняют свою избирательную базу, но и добиваются больших успехов. В августе они не набрали всего двух процентов голосов, чтобы уволить губернатора Иркутской области, еще одного бастиона экономических реформ. В Ивановской области, расположенной к северо-востоку от Москвы, коммунист, избранный восемь месяцев назад, обещал высокие зарплаты и выплату долгов за электричество. Олег Куликов, второй человек в партии, говорит, что в этом году в партию вступают на 10% активнее, чем ранее, и что сейчас в партии - 550 000 членов.
?Мы хотим, чтобы нас считали партией будущего, а не партией прошлого, - говорит Куликов. - Они все время пытаются утащить нас в прошлое. Но сейчас мы - демократическая партия, представляющая широкий спектр населения; мы понимаем, что пути назад нет?. Одновременно Куликов поддерживает предложение восстановить советское имя Волгограда - Сталинград, по имени советского диктатора Иосифа Сталина. В настоящее время это самый любимый проект коммунистов, которые хвалят Путина за восстановление ?наших традиционных близких отношений? с коммунистами Кубы и Северной Кореи.
Несмотря на то, что Куликов потратил много времени на то, чтобы рассказать, что партия верна принципам свободы слова и демократических прав - ?Сегодня мы более демократичны, чем так называемые демократы? - главным вопросом осени для коммунистов является борьба с предложенным Путиным земельным кодексом, который впервые за семьдесят лет позволит продавать несельскохозяйственные земли.
?Мы, коммунисты, учимся на прошлых ошибках?, - утверждает Куликов.
Это вполне справедливо в случае с Нижним Новгородом, где политическая карьера Ходырева казалась такой же мертвой, как Советский Союз, после того, как Ельцин уволил его в 1991 г. и назначил на его место тогда никому неизвестного молодого реформатора Бориса Немцова. Сегодня Немцов - один из самых известных российских политиков. Национальную известность он приобрел как губернатор-вундеркинд.
Но если Немцов смог сделать себе карьеру, оставленному им региону это не удалось. Когда-то Нижний Новгород занимал третье место в стране по объему иностранных инвестиций, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. Сейчас город находится на тринадцатом месте. Зарплаты здесь ниже, чем в среднем по России; по этому показателю регион занимает пятьдесят первое место из восьмидесяти девяти. Нижегородская область была лабораторией первых экспериментов по приватизации малого бизнеса и частной собственности на землю. Однако густонаселенный регион, в котором живет свыше 4 млн. человек, так и не взялся за решение проблемы перевода многочисленных оборонных заводов на производство гражданской продукции. Десятки тысяч рабочих мест были потеряны и не заменены другими.
?Все прекрасно понимают, что мы не смогли стать третьей столицей России, что между нашими мечтами и реальным уровнем жизни здесь - огромная разница, - говорит Алексей Лихачев, региональный лидер реформаторской политической партии Немцова ?Союз Правых Сил?. - За последние пять лет мы утратили позиции?.
Другие выражаются резче. ?На самом деле Нижний Новгород лишь рекламировали как столицу реформ, а все оставалось таким, каким было всегда, - считает местный обозреватель Владимир Юнов. - Именно поэтому победил Ходырев - из-за недовольства уровнем жизни?.
Но даже когда у Козырева появилась возможность вернуться, он сумел воспользоваться ей неожиданно для многих. Он был членом парламента от коммунистической партии, и год назад, когда началась предвыборная кампания, никто не принимал его во внимание. Однако во время отвратительной гонки, привлекая внимание к двум судимостям популярного бизнесмена и недостаткам действующего губернатора Ивана Склярова, Ходырев смог выстоять. На первый раунд пришло очень мало избирателей. Ходырев выиграл, набрав 24% голосов. Несмотря на попытки напугать избирателей призраком восстановления Советского Союза, во втором туре Ходырев набрал 60% голосов, а Скляров - 28%.
Сразу же после выборов Ходырев ?приостановил? свое членство в партии, заявив, что хочет выступить как ?объединяющий губернатор?. Однако он не отрекся от коммунистической платформы и верности программе партии. ?То, что у человека в сердце, не меняется?, - говорит он. В ходе интервью он несколько раз называл себя ?простым членом партии? и употреблял выражение ?наша партия?.
Одновременно он изо всех сил пытался представить себя иным коммунистом. ?Возможно, вы не знакомы с платформой нашей партии - мы разбираемся в рыночных отношениях и признаем все формы собственности?, - сказал он. Кроме того, он заявил о преданности Путину, сказав, что акцент, который президент ставит на стабильности, также важен, как детали его экономической программы. Ходырев похвалил президента за то, что он ?медленно исправляет ошибки Ельцина?.
Однако те, кто пытается понять, каким губернатором будет Ходырев, о многом может сказать тот факт, что своим главным помощником он назначил другого бывшего коммунистического лидера. Владимир Кириенко, отвечавший за региональную экономику до развала Советского Союза, руководил кампанией по возвращению Ходырева. Он сказал, что Ходырев победил, потому что ?непродуманная политика последнего десятилетия привела к обнищанию населения?. Ни один из них не смог прояснить какие-либо детали, сказать, что будет делать новая администрация, кроме обещаний ?социальной справедливости?, поддержки программы Путина и утверждений о том, что они не будут навязывать государственную экономику.
По словам Кириенко, сегодняшние коммунисты - единственные политики, имеющие опыт в решении таких проблем. ?Я не изменил своих политических убеждений, и не стыжусь этого?, - заявил Кириенко, который в отличие от своего босса не приостановил своего членства в партии.
?Не бойтесь коммунистов, - сказал он, заканчивая интервью в своем новом кабинете. - Мы - нормальные люди?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях