Libération | 18 сентября 2003 г.
Дело Келли: BBC признает свою вину
Кристоф Болтански
Корпорация BBC признала свою вину. Ее журналист Эндрю Гиллиган, который обвинял лейбористское правительство в преувеличении иракской угрозы, вчера впервые признал, что допустил "ошибки". Тем не менее, давая во второй раз показания следственной комиссии лорда Хаттона, он продолжал защищать большинство тезисов, которые приписывает эксперту Дэвиду Келли.
Его репортаж от 29 мая на канале Radio 4 вызвал настоящее маленькое землетрясение. Журналист подверг сомнению содержание досье по иракскому вооружению, опубликованного правительством несколькими месяцами ранее. При этом он ссылался на "высокопоставленного руководителя", участвовавшего "в его составлении". На Даунинг-стрит, говорил он, "исказили" документ, вышедший из недр разведывательных служб, чтобы сделать его "более сексапильным". "Утверждение, будто оружие массового поражения могло быть развернуто в течение сорока восьми часов - классический тому пример". По словам его информатора, эти сведения исходили от "единственного источника", к тому же "не заслуживающего доверия", и были добавлены в досье вопреки его воле и воле его коллег.
Домысел
Вызванный для дачи показаний, он был вынужден отказаться от некоторых своих слов. Утром 29 мая он заявил в эфире, что, "возможно, правительство знало о ложности информации о 48 часах". В дальнейшем это обвинение уже не повторялось. Вчера Эндрю Гиллиган признал, что оно являлось его домыслом. "Это было логическое заключение, которое напрашивалось (из слов доктора Келли. - Liberation): Это не было сделано преднамеренно. Я оговорился, как это часто бывает во время прямого эфира".
Журналист также согласился, что "ошибся", сообщив в электронном послании на имя одного из членов парламентской следственной комиссии, что источником его коллеги из ВВС, Сьюзан Уотт, был доктор Келли. Два дня назад, выступая в суде, директор радиовещательной корпорации Грег Дайк охарактеризовал этот поступок как "недопустимый". В тот момент я подвергался огромному давлению", - сказал он в свое оправдание.
Почему в разгар конфликта с Даунинг-стрит руководство ВВС утверждало, что информатором Гиллигана был сотрудник "разведывательных служб", в то время как Дэвид Келли работал на министерство обороны? Это была еще одна ошибка, признал вчера директор службы информации Ричард Сэмбрук. Но чем она была вызвана? "Мы не хотели делать что-либо, что могло бы привести к раскрытию нашего источника", - сказал он.
В конфликте с ВВС правительство воспользовалось услугами одного из самых блестящих и дорогих британских адвокатов - Джонатана Сампшна. Следствие приняло намного более агрессивный характер после того, как защитники гражданской стороны получили возможность задавать вопросы свидетелям. В среду вдова Дэвида Келли через своего представителя дала понять, что она возмущена отношением к ее мужу со стороны министерства обороны. Адвокат семьи Джереми Гомперц обвинил одного из руководителей министерства в том, что тот сыграл с жизнью ученого в "русскую рулетку".
Список подозреваемых
Формально министерство не раскрывало журналистам имени Дэвида Келли, однако оно дало СМИ все сведения, необходимые для этого. У оборонного ведомства была инструкция, обязывающая пресс-службу подтвердить это имя тем журналистам, которые его назвали. Тем самым он был вычислен из приблизительно двадцати подозреваемых, список которых передала пресс-службе газета Times. "Ваша стратегия была одновременно и циничной, и безответственной", - возмутился Джереми Гомперц.
Накануне судье Хаттону дал сенсационные показания глава внешней разведки MI-6 сэр Ричард Дирлав. Он признал, что знаменитым "45 минутам" было придано неоправданно большое значение. Это утверждение, сказал он, касалось лишь "тактического вооружения", а не средств дальнего действия. Следовательно, непосредственной угрозы для Великобритании это оружие не представляло. Однако, эта информация, настаивал он, исходила от "надежного и установленного источника".
Это мнение разделяют не все представители разведывательных служб. Вызванный в комиссию в начале мая, один из главных аналитиков министерства обороны Брайан Джонс заявил, что информация о "45 минутах" была получена "из вторых" рук и имела сомнительное происхождение. "Не похоже, что первый источник действительно знал то, о чем говорил", а иракский офицер, передавший эту информацию MI-6, "возможно, больше стремился оказать на нас воздействие, нежели информировать", - сказал Брайан.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях