Статьи по дате

Financial Times | 18 сентября 2007 г.

Россия гадает, куда ей вкладывать нефтяные прибыли

Кэтрин Белтон

Петр Казакевич, 34-летний начальник отдела по управлению средствами Стабилизационного фонда российского министерства финансов, который составляет 127,5 млрд долларов, озадачен тем, что на Западе опасаются государственных инвестиционных корпораций.

"Государственные инвестиционные корпорации арабских стран и Сингапура уже несколько десятков лет приобретали ценные бумаги в Европе и Америке, и никогда никаких вопросов не возникало, - сказал Казакевич в интервью Financial Times. - Я нахожу крайне странным, что едва Россия лишь заговаривает о такой возможности, мы слышим, как озвучивается крайняя обеспокоенность. Не понимаю, почему мы слышим множество голосов, которые расценивают наши действия как нечто злокозненное".

Россия пока не начала инвестировать 127,5 млрд долларов - прибыли от продажи нефти, которые она накапливает в своем Стабилизационном фонде с 2003 года, - во что-либо кроме государственных облигаций, имеющих высочайший рейтинг надежности. Но она уже реагирует на все более бурные споры, следует ли ограничивать инвестиции госкорпораций, возникшие после того, как Китай, Катар и Дубай попытались приобрести крупные пакеты акций западных компаний.

Предположения, что государственная газовая компания "Газпром" попытается купить долю в некой крупной британской газораспределительной сети, вызвали в Германии и Великобритании беспокойство, что Россия, возможно, стремится потратить свои нефтедоллары на приобретение стратегически важных долей в целых отраслях на Западе. "Мы просто хотим расширить наши возможности по зарабатыванию денег и наращиванию национального богатства, - возражает Казакевич. - Мы не говорим о захвате стратегических пакетов иностранных компаний или целых секторов экономики иностранных государств. Нас невозможно обвинить в том, будто мы пытаемся использовать наш фонд в качестве политического инструмента".

Министр финансов РФ Алексей Кудрин в начале нынешнего года объявил о планах разделить Стабилизационный фонд с февраля на две части, что создаст предпосылки для вложения нефтяных миллиардов страны в международные ценные бумаги. Согласно плану, средства из одной части фонда - так называемого резервного, объем которого будет эквивалентен 10% ВВП, - станут инвестировать, по словам Казакевича, весьма консервативно: в государственные облигации. Второй фонд - фонд национального благосостояния, он же фонд будущих поколений - в следующем году выделит 19 млрд долларов на более агрессивные инвестиции в проекты, касающиеся инфраструктуры внутри России, а также вложения в международные ценные бумаги. Хотя Госдума - российский парламент - уже одобрила разделение фонда, пока не выработаны правила, которые бы регламентировали инвестирование средств и управление ими.

"Фонд мы разделим, но это не значит, что мы с первого же дня начнем инвестировать в акции, - поясняет Казакевич. - Нам следует действовать крайне осмотрительно - создавать инфраструктуру, набираться опыта в этой области". Пока, по словам Казакевича, средства, как и прежде, будут храниться в государственных облигация.

Аналитики утверждают, что задержка с разработкой юридических норм обусловлена разногласиями между более либеральными фракциями правительства - прежде всего, Кудриным, который утверждает, что России следует как можно больше откладывать на черный день, дабы уберечь экономику в случае падения цен на нефть и восполнить дефицит средств на выплату пенсий, - и более воинственными представителями администрации Путина, которые хотят иметь под рукой наличность для вложения в восстановление стратегических отраслей.

Решение Кудрина о разделении фонда уже знаменовало собой отступление от изначального плана, согласно которому Россия должна была, подобно Норвегии, иметь единственную государственную инвестиционную корпорацию, предназначенную больше для сбережения, чем для траты денег, поясняет Крис Уифер, главный специалист по стратегическому планированию инвестиционного банка "Уралсиб". В атмосфере, когда политики все громче кричат о необходимости вложения нефтяных прибылей в экономику, Кудрин в нынешнем году внял словам Путина, который призвал тратить сбережения фонда не только на погашение внешнего долга и вливания на счета Пенсионного фонда. 300 млрд рублей (11,8 млрд долларов) были использованы для стартовых капиталовложений в новую государственную корпорацию, которая будет заниматься исследованиями в области нанотехнологий, а также в государственный банк развития.

Казакевич, руководящий Стабилизационным фондом уже два года - с тех самых пор, как перешел из государственного Внешэкономбанка на работу в Минфин, - теперь должен провести свою структуру по одному из самых опасных отрезков пути. Аналитики предостерегают, что в ситуации, когда приближаются президентские выборы, намеченные в России на будущий год, сбережения страны могут пасть жертвой популистских призывов.

По словам Казакевича, как только фонд начнет инвестировать в международные ценные бумаги, Россия как инвестор будет следовать осторожной стратегии Норвегии - приобретать не более 3% акций каждой отдельно взятой компании.

Сумятица на глобальных финансовых рынках - пожалуй, дополнительный аргумент для вложения российских нефтяных прибылей в отечественную экономику, а не в глобальные рынки. "У нас достаточно причин не торопиться", - заключил Казакевич.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru