The Washington Post | 18 сентября 2007 г.
А так ли уж важна разгадка этой тайны?
Энн Эпплбаум
На прошлой неделе российский президент Владимир Путин уволил своего премьер-министра и заменил его неким Виктором Зубковым, безвестным чиновником, которого никогда раньше не упоминали в качестве потенциального лидера. Гадаете, для чего это было сделано? Вот несколько избранных слухов, которые сейчас циркулируют:
Слух номер 1. Поскольку Зубков не имеет никакого веса, Путин намеревается сделать его следующим президентом России. Сам Зубков такой перспективы не отрицает: в конце концов, президентские выборы состоятся только в марте 2008 года, а значит, у контролируемых Кремлем СМИ хватит времени на то, чтобы представить Зубкова населению России. (А какими мотивами руководствуется Путин? Зубков постережет президентское кресло, чтобы в 2012 году Путин снова мог его занять. Российская конституция запрещает президенту занимать свой пост в течение трех сроков подряд, но после перерыва приход на третий срок, вероятно, возможен).
Слух номер 2. Поскольку Зубков в действительности имеет чрезвычайно большой вес - он, как выразился эксперт по России Андерс Аслунд, представляет собой "паука в паутине", посвященного в финансовые тайны ближайшего окружения Путина - он останется премьер-министром, а Путин, возможно, после объявления в стране военного положения, удержится на своем посту. (Каковы доказательства? Никакими иными причинами нельзя объяснить, что в России стали праздновать 125-летие со дня рождения Франклина Рузвельта, президента США, оставшегося на третий, а затем на четвертый президентский срок в связи с переходом страны на военное положение по чрезвычайным обстоятельствам).
Слух номер 3. Поскольку Зубков и так не имеет никакого веса, Путин выдвинул его на высокий пост, а сам пытается решить для себя, кто должен стать его кандидатом в действительности. (А какие еще есть вероятные кандидатуры? Их десятки, в том числе экс-министр обороны Сергей Иванов, который, по-видимому, говорит всем встречным и поперечным, что дело уже в шляпе).
А некоторые уверяют, что Зубков прилетел в Москву на летающей тарелке и регулярно общается с маленькими зелеными человечками (шучу). Но суть в том, что причины назначения Зубкова не известны доподлинно никому, за исключением Путина. А Путин в них никого не посвящает.
Все это в значительной мере подтверждает мысль, которой я придерживаюсь уже некоторое время, - а именно, что имя и личность следующего президента России в действительности не имеют никакого значения. Хотя аналитики уже понапрасну потратили массу усилий на тщательное предвыборное изучение потенциальных кандидатов, взгляды этих людей, предполагаемый прагматизм или шовинизм куда менее важны, чем характер грядущего процесса селекции президента.
Если Зубков (или кто-то другой) станет президентом после четко срежиссированной кампании в СМИ, сфальсифицированных результатов выборов и постоянного присутствия Путина на заднем плане, то мы узнаем, что победивший кандидат в действительности просто сторож президентского кресла. Если Зубков (или кто-то другой) сумеет в той или иной мере снискать подлинную поддержку в стране и Кремле, тогда мы увидим, что к его взглядам надо относиться серьезно. Если президентом останется Путин... что ж, мы опять же узнаем, что это значит. Тот факт, что никто за пределами кремлевской "святая святых" понятия не имеет, как будет осуществлена передача власти, уже является дурным знаком. Трудно говорить о правовом государстве в стране, где власть переходит из рук в руки совершенно произвольным образом.
Точно так же характер президентской кампании скажет о замыслах современной российской политической элиты гораздо больше, чем о биографии победителя. Например, мы узнаем, собирается ли Кремль и далее на словах отстаивать демократию или предполагает вскоре вообще отбросить притворство. Как часто будут нарушаться правила; в каких терминах будут характеризовать кандидата, благословленного Кремлем, и его соперников; сколько раз вышеупомянутым соперникам разрешат появиться на телеэкранах - все это скорее продемонстрирует направление российской политики в будущем, чем все анализы политических убеждений кандидата, а уж тем более сведений о напитках, которые он предпочитает пить после ужина.
Момент насчет напитков важен, так как он уже породил одну ошибку. В тяжелые старые времена тот факт, что новый советский генсек предпочитает виски водке, непременно воспринимался как симптом его "прозападности" по сравнению с предшественниками. А в недавнее время нынешний президент США, по-видимому, придал большое значение тому факту, что его российский коллега на их первой встрече появился с крестом на шее - то был один из факторов, побудивших президента Буша заглянуть в глаза Путину и, как это печально известно, счесть его "прямодушным и заслуживающим доверия" человеком.
Возможно, Зубков окажется заслуживающим доверия. Или ненадежным. Может быть, он имеет большой вес, а может - никакого. Может, он станет президентом, а может, и не станет. Но если он займет этот пост, я надеюсь, что его американский коллега не попытается тут же сделаться его закадычным другом. Какова бы ни была фамилия нового президента - Зубков, Иванов или Путин, он все равно будет порождением политической системы, которая остается озадачивающе непрозрачной, и мы не должны этого забывать.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях