Статьи по дате

Reuters | 18 сентября 2013 г.

Сирия: преступная химия и сложная реакция

Джон Айриш и Уоррен Стробель

"Ранней весной постпред Франции в ООН отужинал с российским коллегой и обсудил с ним сирийский кризис", - так начинается обзорная статья агентства Reuters. Журналисты Джон Айриш и Уоррен Стробель восстанавливают хронику событий текущего года, связанных с ситуацией в Сирии, опираясь на интервью западных дипломатов и чиновников.

"Полпред Жерар Аро сказал российскому дипломату, что Франция обнародует доказательства, собранные ее разведкой, - улики, свидетельствующие, что сирийское правительство применяет химоружие против собственного народа. По словам информированного источника, российский дипломат рассмеялся. "Жерар, - сказал он собеседнику, - не ставьте американцев в неудобное положение".

Авторы напоминают: к тому моменту Франция и Великобритания почти год убеждали США вмешаться в войну в Сирии, но Вашингтону этого очень не хотелось. Это разногласие - "всего лишь одно из неуклюжих па экстраординарного танца вокруг гражданской войны в Сирии, длящегося два года".

В последние недели "танец" стал еще замысловатее. После химатаки 21 августа в пригороде Дамаска казалось, что США и их союзники нанесут удар по Асаду и его армии. Но затем стало очевидно, что западные политики не испытывают энтузиазма. Избиратели, уставшие от войн в Ираке и Афганистане, усомнились, что от силовой акции будет толк.

На прошлой неделе возник альтернативный план ответных действий: "частично намеренно, частично случайно", утверждают авторы материала. После российско-американских переговоров Совбез ООН рассмотрит резолюцию, которая предполагает контроль международных инспекторов над сирийским химоружием и его уничтожение.

Авторы углубляются в предысторию. Экс-президент Франции Николя Саркози был первым, кто призвал Запад применить военную силу в конфронтации с Асадом. В августе 2012 года он поговорил по телефону с сирийским оппозиционером - Абдулбаситом Сейдой - чтобы надавить на нового президента Олланда.

Вскоре Франция созвала срочное заседание Совбеза ООН на уровне министров иностранных дел. Но ни госсекретарь Хиллари Клинтон, ни российский министр Лавров не приехали.

27 мая Британия при поддержке Парижа добилась отмены эмбарго ЕС на поставки оружия сирийским повстанцам. "Американцы не участвовали в решении ЕС, хотя негласно поддержали его", - говорится в статье. При этом отношения США и Франции явно охладились: по словам источников, французов первоначально не пригласили на встречу Керри и Лаврова в Париже, где обсуждалась идея "Женевы-2".

В июне Вашингтон все еще был больше заинтересован в урегулировании путем переговоров, чем в военном вмешательстве.

На Вашингтон влияла, в числе прочего, позиция России, пишут авторы. "Вашингтон пришел к выводу, что "репутинизация российской внешней политики", как выразился один высокопоставленный европейский дипломат, означает, что о договоренности с Москвой [по Сирии - Ред.] не может быть и речи без крупных перемен в военной обстановке на местах", - говорится в статье.

После того как британский парламент проголосовал против участия в силовой акции, Обама должен был решать, наносить ли военный удар без поддержки Великобритании. Он выбрал компромиссный вариант - запросил одобрение Конгресса США.

Со своей стороны, Франция заявила, что в любом случае увеличит свою военную помощь повстанцам, дабы изменить баланс сил на местах.

"В Москве Путин смотрел на ситуацию иначе. Публично он заявлял, что за химической атакой стояли повстанцы. Однако в кулуарах некоторые дипломаты слышали, что Россия и Сирия попытаются предотвратить удар, договорившись о списании химоружия Асада. "Это обсуждается Россией и Сирией", - сказал Reuters 29 августа один источник, близкий к израильскому премьеру Нетаньяху", - говорится в статье.

В сентябре на саммите G20 в Петербурге, во время перерыва, Путин подошел к Обаме. "Они отошли в угол, сдвинули вместе стулья и проговорили около 30 минут. Другие лидеры наблюдали со стороны", - рассказывают журналисты. По словам некого высокопоставленного источника в США, беседа "не была желчной", но не дала особых результатов. Но, как позднее подтвердил Путин, обсуждалось установление международного контроля над сирийским химическим арсеналом.

9 сентября госсекретарь Керри заметил на пресс-конференции, что Асад может избежать удара, если сдаст международным инспекторам свое химоружие. Госдепартамент вскоре заявил, что это высказывание было экспромтом и "риторическим аргументом".

"Однако спустя несколько часов Керри позвонил Лаврову с борта своего самолета. Лавров обратил внимание на высказывания Керри в Лондоне и сказал, что Россия готова участвовать в идее со сдачей сирийского химического оружия. Керри сказал, что предложение не было официальным, отметил, что по-прежнему скептически оценивает шансы на то, что вообще что-то получится, но пообещал рассмотреть серьезное предложение", - говорится в статье.

Американские чиновники создали впечатление, что считают это предложение политической уловкой Путина. Однако позднее некоторые помощники Обамы сказали, что идея сдачи химарсенала обсуждалась Обамой и Путиным в Мексике в 2012 году, а также в Петербурге.

Вскоре российский посол передал в Госдепартамент некий "документ на две страницы с идеями осуществления инициативы", как выразился источник в Госдепартаменте. На тот момент "ни у кого не было полномасштабного плана", подчеркнул источник.

10 сентября Керри предложил Лаврову встретиться в Женеве. В тот же день появился французский проект резолюции Совбеза. Белый дом рассердился, сочтя, что Франция пытается прикинуться движущей силой. Со своей стороны, французы сердились, что их не пригласили в Женеву, и опасались, что США смирятся со слабой резолюцией, лишь бы увильнуть от военного удара.

Агентство описывает женевские переговоры. Лавров привез с собой много экспертов по химоружию, а также специалистов по разведке и правоведов. Американцев это обнадежило: значит, Москва готова взяться за дело.

Одним из главных разногласий стали разные оценки величины сирийского химарсенала. По словам источников в США, Россия в итоге согласилась с американской оценкой.

Некий американский чиновник сказал, что большая часть проекта соглашения написана американцами. Российский дипломат возразил: "Мы все вместе водили ручкой. Наши и американские эксперты фактически работали как одна команда".

Решение о характере мер, которые будут приняты к Сирии в случае несоблюдения договоренности, пока не принято. "Остаются непроясненными и многие детали, которые потенциально могут стать помехой для плана. Вашингтон заявляет, что военный удар все еще остается возможным вариантом", - пишет Reuters.

Некий европейский дипломат (не французский, подчеркивают авторы) сказал, что Вашингтон может пострадать из-за своих частых метаний в дипломатии. Как выразился этот источник, с Францией "обошлись как с полезным дураком".

Со своей стороны, когда Керри попросили прокомментировать его фразу, что Асад никогда не согласится выдать химоружие, госсекретарь сказал: "Я действительно сказал, что это невозможно и он этого не сделает, хотя я надеялся, что это будет возможно, и хотел, чтобы он это сделал. Язык дипломатии иногда требует, чтобы мы что-то тестировали, вот мы и протестировали".

Источник: Reuters


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru