Le Monde | 19 августа 2005 г.
Два Шарона
Редакция
"Колонизация была серьезной программой, которая будет иметь продолжение и развитие". Принудительная эвакуация поселенцев из сектора Газа вступает в решающую стадию, и Израиль срывает аплодисменты во всех правительственных канцеляриях (Париж назвал уход израильтян "историческим") и во многих арабских столицах, в частности в Каире и Рабате.
Между тем в среду Ариэль Шарон повторил то, что он уже говорил в интервью Le Monde 27 июля: на Западном берегу Иордана он намерен "сохранить зоны, имеющие важное стратегическое значение" - то, что он назвал "крупными блоками поселений". На публичной презентации своего плана "размежевания" в Газе 18 декабря 2003 года - плана, который озадачил тогда как израильскую общественность, так и мировое сообщество, - израильский премьер-министр уже четко обрисовал положение: "В то же время, - заявил он, - страна усилит контроль над теми частями израильской земли, которые составляют неотъемлемую часть государства". Сегодня Ариэль Шарон подтверждает, что именно в этом заключалась цель "размежевания", происходящего сейчас в Газе.
Нужно вспомнить, что "Арик, царь Израильский", как его называли его поклонники, в свое время обещал, что никогда в жизни он не откажется ни от одного поселения. "Ни за какую цену", - заявил он 13 апреля 2001 года в первом своем интервью после прихода к власти. Шарон подчеркнул, что не откажется "даже от Нецарима" - совершенно изолированного поселения в центре сектора Газа.
Сегодня Израиль эвакуирует все поселения из Газы. А в сентябре еврейское государство должно будет оставить и четыре поселения на севере Западного берега. Конечно, речь идет о небольших изолированных поселениях, но до сих пор как-то мало обращалось внимание на то, что территория, которая была под них отведена, по площади намного превышает территорию всего сектора Газа.
Как будет складываться ситуация "после Газы"? Логично задаться вопросом: не получится ли так, что нынешние заявления Шарона о "продолжении" колонизации Западного берега постигнет участь его прежних заявлений о сохранении "любой ценой" поселений в Газе. Хотя лидер израильских правых, безусловно, сделал это в оборонительных целях, своим "односторонним" размежеванием в Газе он вызвал политическое землетрясение в истории своей страны и ее отношениях с палестинцами. Он сделал то, что за 38 лет не делал никто из его предшественников, будь они националистами или лейбористами: он ликвидировал поселения, ничего не получив "взамен" - только потому, что Израиль больше не в силах их сохранять и вынужден от них отказаться. Короче говоря, он встал на новый путь.
Завтра премьер-министру придется столкнуться с проблемой Западного берега. Можно надеяться, что, как и в случае с Газой, в глубине души он уже знает, что израильско-палестинские отношения имеют будущее лишь в случае, если они пойдут, как и в Газе, по этому новому пути.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях