The Jerusalem Post | 19 декабря 2005 г.
Образец лицемерия СМИ
Аншель Пфеффер
В прессе приход в кнессет нового депутата Пнины Розенблюм освещался со вселяющим дискомфорт самодовольством. Ветераны говорили, что даже во время исторического визита Анвара Садата в израильской парламент там было меньше телекамер. Все, похоже, пришли к единому мнению, что критикуемый институт достиг самой низкой точки за все время. Интервьюеры и вещатели издевались на Розенблюм, осмеивая ее невежество в политике и отсутствие идеологической платформы. Телеэкраны и интернет-сайты пестрили ее фотографиями на модельном поприще. Армейское радио поднялось на новые вершины цинизма и язвительности, сопроводив свой репортаж песней Розенблюм на "Евровидении" 1983 года Always a Woman.
О том, является ли возвышение Розенблюм признаком заката нашей демократии, можно поспорить, но если нужно найти какой-то один фактор, внесший наибольший вклад в ее превращение из гламурной королевы в парламентария, то это те же СМИ, которые так жаждут "наехать" на нее.
Розенблюм - не первый депутат кнессета с красочным прошлым. У Наоми Блюменталь была недолгая карьера в кино - она снялась даже обнаженной в одной эротической сцене, а другой член кнессета зарабатывал на жизнь, позируя обнаженным для художников (хотя в защиту Юлия Эдельштейна следует сказать, что, будучи отказником в СССР, он не имел возможности работать где-то еще). Но разница между ними и Розенблюм в том, что они развивали себя как профессиональные политики с четкой программой, в то время как Пнина использовала свою известность модной иконы и косметического магната для прямого попадания в кнессет при полном сотрудничестве со стороны прессы на всех этапах этого процесса.
Главным препятствием для политика-новичка обычно служит отсутствие общественного признания. Вот почему у бывших генералов есть преимущества, когда они участвуют в своих первых "праймериз". У бизнесменов, юристов, бухгалтеров и инженеров может быть потенциал хороших законодателей, однако только известному кандидату - такому, как журналистка Шелли Йехимович - может быть гарантировано реальное место в длинном партийном списке в кнессет.
В 1999 году Розенблюм не смогла пересечь электоральный барьер со своей собственной независимой партией, однако добыла десятки тысяч голосов. В 2002 году она получила незначительные результаты по списку "Ликуда", которых хватило только на то, чтобы попасть в кнессет в его последнюю сессию. Однако всего этого было бы просто невозможно себе представить, если бы израильские СМИ не освещали все аспекты ее жизни в последние три десятилетия.
Розенблюм - трэш-знаменитость, второсортная модель без особых актерских и певческих талантов, вроде Пэрис Хилтон в США или Джордан в Великобритании. И все они знамениты исключительно благодаря тому факту, что в свое время редакторы газет решили, что их лица помогут лучше продавать газеты. В результате бойфренды, браки и разводы Розенблюм, усыновление двоих детей, косметический бизнес, покупка и продажа вилл - и даже кража машины Jaguar в прошлом году - попадали на первые полосы газет Yediot Aharonot и Ma'ariv и даже в телеэфир коммерческих каналов в прайм-тайм.
Калигулу помнят благодаря тому, что он назначил свою лошадь в римский Сенат. Израильскую прессу должны запомнить за то, что она посадила Пнину Розенблюм на заднюю скамью кнессета.
Помимо Розенблюм, в израильских СМИ есть еще одна новая звезда: Аркадий Гайдамак. На протяжении последних трех месяцев и дня не проходит, чтобы его имя не появилось в заголовках не одного, а нескольких разделов всех газет - в новостях, деловых новостях и спортивной рубрике. В один день он покупает футбольную команду, на другой - запускает новую партию, на третий его допрашивает полиция как подозреваемого в отмывании денег. Каждую неделю он становится главной звездой различных пресс-конференций. На прошлой неделе он встречался с журналистами религиозной прессы. На этой неделе сообщалось, что он ведет переговоры о покупке религиозной радиостанции Kol Hai, вещающей в Гуш-Дане. Он уже владеет международным еженедельным изданием Moscow News.
Сейчас в Израиле действует, по крайней мере, десяток миллиардеров - российских олигархов, но все они держатся в тени, и пресса в целом не пытается нарушать их частную жизнь. Гайдамак - первый, кто начал активно обхаживать прессу, - и, похоже, это срабатывает. Попыток раскопать темное происхождение и сомнительные источники его состояния предпринималось несколько, однако никто не попытался ответить на вопрос, чего он в действительности хочет. Денег? Стать политическим лидером? Или он - рожденный вновь еврей, возвращающийся к своим корням?
На первый взгляд, его последние инвестиции рассеивают представление о финансовых интересах. Всего за несколько недель он потратил миллионы долларов на футбольные клубы Betar (Иерусалим) и Bnei Sakhnin, а также на баскетбольную команду Hapoel (Иерусалим). Израильский спорт всегда был бездонной чашей, так что вряд ли Гайдамак надеется на возврат инвестиций. Как раз наоборот, если он хочет сохранить лицо, ему придется продолжать вливать в клубы бессчетные миллионы.
СМИ обычно приносят больший доход, чем футбол, но это более рискованный бизнес и с гораздо меньшим возвратом инвестиций, чем в других сферах.
Так почему Гайдамак - и почему другие миллионеры - тратят столько денег на футбольные команды и газеты, вместо того чтобы скупать недвижимость и акции хай-тек компаний?
Первая причина - это фактор комфортности. Отдавать деньги на спорт всегда популярно. Такого филантропа считают приносящим благо обществу, и он заручается благодарностью многих тысяч фанатов. Конечно, он также мог бы давать деньги больницам, школам и университетам, но у спорта гораздо более высокий рейтинг. Владение газетой тоже несет с собой особый бренд престижа, ощущение причастности к делам государства и своего рода верности возвышенным идеалам, таким как свобода слова.
Но есть и еще одна, более зловещая причина. Спорт в Израиле имеет четкий политический подтекст. Многие команды имеют политические связи, особенно Betar, всегда ассоциируемый с "Ликудом". Партийные лидеры регулярно посещают важные матчи, чтобы казаться ближе к народу, и такие вопросы, как финансирование новых объектов и отказ от проведения футбольных матчей в шаббат, имеют политическое значение. В Суккот Гайдамак торжественно проехал в машине с открытым верхом с мэром Иерусалима Ури Луполянски. Владение СМИ тоже может принести определенную степень политического влияния, которое можно использовать открытыми и тайными способами.
До сих пор большая часть внимания СМИ была сосредоточена на найме и увольнении Гайдамаком тренеров Betar. Сейчас же самое время нашим журналистам задуматься о его более глубоких мотивах - прежде чем он купит их с потрохами.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях