Time | 19 июня 2003 г.
Может ли Пауэлл спасти "Дорожную карту"?
Тони Кейрон
Когда в предстоящие выходные госсекретарь Колин Пауэлл приедет на Ближний Восток, он попытается запустить "Дорожную карту" Буша, на сегодняшний день почти целиком состоящую из заявлений о добрых намерениях и незавершенных переговоров о том, какие действия будут предприняты. Палестинцы безоговорочно приняли "Дорожную карту", но до сих пор не сумели достичь хотя бы временного соглашения о прекращении огня, чтобы остановить теракты, и уж тем более распустить ополчение и террористические организации, чего требуют Израиль и США.
Израиль выдвинул несколько условий, и на прошлой неделе правительство Ариэля Шарона начало войну на уничтожение против "Хамас", хотя премьер-министр Палестинской автономии Махмуд Аббас продолжает с организацией переговоры о прекращении огня. Пока что Аббасу не удается заставить подписать это соглашение даже боевиков собственной группировки "Фатх", не говоря уж об исламистской оппозиции.
На прошлой неделе волна терактов и ответных ударов израильтян, унесшая около 50 жизней с обеих сторон, продемонстрировала бессилие назначенца Арафата, с которым США связывают необоснованные надежды на умиротворение палестинской улицы. Шарон не способствует достижению этой цели, публично называя своего палестинского коллегу "неоперившимся птенцом", которому нужно, чтобы Израиль сделал за него грязную работу, ? эту точку зрения уже разделяют многие палестинцы.
Мягко говоря, с "Дорожной картой" не все гладко.
Инициатива, запущенная две недели назад, считалась - по крайней мере, в Белом доме - новой главой, в которой США шаг за шагом поведут Израиль и новое палестинское руководство по пути, в конце которого видится палестинское государство, мирно соседствующее с Израилем. Но Пауэллу и другим американским представителям, отправленным посредничать в осуществлении "Дорожной карты", приходится иметь дело с изначальными слабостями вашингтонского сценария и отнюдь не многообещающими персонами, ответственными за его воплощение в жизнь.
"Дорожную карту" более года назад предложили работающие в регионе дипломаты в ответ на провал предыдущих инициатив по прекращению огня. Ее смысл заключался в повышении шансов на достижение перемирия, поскольку прекращение огня напрямую связывалось с быстрым и уверенным движением к созданию палестинского государства по плану, выработанному на заключительных переговорах между палестинской администрацией и правительством Эхуда Барака в январе 2001 года в Табе. США участвовали в дискуссиях "четверки", в ходе которых был предложен первоначальный план, но Вашингтон сблизил позиции с Шароном, стремящимся добиться военной победы, и поддержал его требование об отстранении Арафата, выдвинутое в качестве условия для возобновления переговоров.
Вторжение в Ирак отодвинуло "Дорожную карту" на задний план, но администрация Буша пообещала вплотную заняться этим планом после войны в ответ на давление со стороны европейских и арабских союзников, явно или тайно оказывавших поддержку США в Ираке, но нуждавшихся в политическом прикрытии. После войны президент Буш выполнил свое обещание. Многие считали документ неадекватным. Прежде всего, несмотря на слово "карта" в названии, он даже в самом общем виде не обозначает границы между двумя государствами, что является его основной задачей.
Израильтяне и палестинцы не проявляют большого энтузиазма. Даже в умеренном окружении Аббаса мало иллюзий по поводу того, какого рода мирное соглашение они получат от Шарона, однако его сторонники считают вооруженную интифаду тупиком, который разрушает шансы палестинцев добиться государственности, и надеются лишь на восстановление своего статуса в Вашингтоне и в израильском обществе. Они знают, что Шарон предложит им сильно урезанный вариант соглашения, выработанного в Табе, но считают, что именно террористы-самоубийцы запугали израильский электорат, который выбрал премьером старого ястреба. Приняв "Дорожную карту" и обеспечив хотя бы временное прекращение огня, они надеются убедить израильского избирателя снова проголосовать за Партию труда, лидер которой более, чем Шарон, склонен отдать сектор Газа и Западный берег или хотя бы значительную часть этих территорий.
Шарон озабочен тем же. Он ясно дал понять, что ведет переговоры не с палестинцами, а с США. Объявив президента Буша самым большим другом Израиля из всех американских президентов, он хочет уберечь от дипломатических проблем администрацию, ставки которой на Ближнем Востоке стремительно растут после победы в Ираке. При этом Шарон сознает, что его партия имеет сильную поддержку среди ястребов администрации Буша, а сторонники его политики составляют большинство на Капитолийском холме, а значит, он может использовать такую позицию США. Даже "Дорожную карту" он принял частично, выдвинув ряд условий, и утверждает, что достиг понимания в Вашингтоне по таким вопросам, как замораживание строительства новых поселений.
Для Шарона последний вопрос политически сложен, поскольку он является одним из отцов-основателей движения по расселению израильских мирных граждан на землях, оккупированных в 1967 году. Шарон согласился разрушить несколько поселений, построенных без разрешения правительства в последние годы, но пренебрег требованием о ликвидации всех поселений, построенных после марта 2001 года (по сообщениям, их около 200), которые должны быть ликвидированы на первом этапе "Дорожной карты", и пообещал избирателям, что существующие поселения будут укреплены.
Настаивая на том, что победа над палестинским терроризмом остается главным приоритетом, и получив в этом поддержку США, Шарон не испытывает большого давления в вопросе, касающемся поселений. Аббас пока не проявил способности ослабить террор. Израильские обозреватели даже задумывались, не является ли попытка израильских военных убить на прошлой неделе второго по значению политического лидера "Хамас" направленной на то, чтобы еще больше усложнить жизнь Аббасу.
Нельзя сказать, что палестинский премьер-министр добился больших успехов. "Хамас" прекратил переговоры с Аббасом еще до последних ударов, нанесенных Израилем, и начал новую серию терактов, в которых участвуют также боевики "Фатх" и "Исламского джихада". Переговоры сейчас возобновились, но к соглашению о прекращении огня не привели. Израиль же дал понять, что хотя он согласится на прекращение огня, но по-прежнему настаивает на ликвидации организаций, осуществляющих теракты, а на это едва ли согласятся группировки, которые намного популярнее и сильнее Аббаса на улицах Западного берега и сектора Газа.
Через две недели после запуска "Дорожной карты" сложилось мнение об ограниченности власти Аббаса. Ясир Арафат явно остается главой палестинской администрации, и Аббасу, если у него есть хотя бы минимальные шансы выполнить требования нового плана, касающиеся безопасности, нужно его одобрение. Появившиеся во вторник сообщения о том, что Израиль рассматривает возможность освобождения Марвана Баргути, лидера "Фатх" на Западном берегу, которого Израиль обвиняет в руководстве боевиками и террористическими группировками, свидетельствует о том, что люди, дирижирующие "Дорожной картой", сознают: соглашение о прекращении огня будет действовать лишь в том случае, если его одобрят те, кто ведет войну. Освобождение Баргути будет сигналом того, что Шарон намерен помочь Аббасу добиться прекращения огня.
Аббас желает быть таким палестинским лидером, каким его хочет видеть Вашингтон, но другие лидеры, от Арафата и Баргути до руководителей "Хамас", похоже, разделяют чувства, господствующие на палестинской улице. Это обоюдоострый меч. Если будет сочтено, что теракты "Хамас" уменьшают шансы палестинцев вернуться к мирной жизни, давление на организацию с тем, чтобы прекратить теракты, усилится. Однако до сих пор дипломатические переговоры мало повлияли на жизнь простых палестинцев, которые видят, как поселения и "стена безопасности" Шарона захватывают все больше их территорий. Действия "Хамас" и других подобных группировок продиктованы тем, как они понимают настроения палестинцев. Может быть, поэтому идея введения международных или американских миротворческих сил для разделения израильтян и палестинцев, все чаще появляется в заголовках ближневосточных СМИ.
Но среди заготовок Пауэлла ничего подобного нет. В выходные его работа будет заключаться в превращении оптимистических сентенций в мирное соглашение. И ему не позавидуешь.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях