Статьи по дате

Süddeutsche Zeitung | 19 апреля 2000 г.

Дирижер поиграл - конец карьеры

Томас Урбан

Для русских Евгений Светланов означает то же, что значил для немцев Герберт фон Караян, а для австрийцев - Карл Бём: превосходный дирижер, выдающийся деятель культуры, обожествляемый эстетами и окруженный вниманием политиков. В советское время Светланов, как руководитель Государственного симфонического оркестра, стал образцом представителя культуры господствующей системы. С тех пор, как в Россию пришел капитализм, борьбу за Светланова начали западные концертные агентства и фирмы звукозаписи.

При капитализме и закончился его 35-летний ?брак? с московским оркестром. В понедельник министр культуры Михаил Швыдкой досрочно освободил от занимаемой должности маэстро Светланова за ?грубое нарушение своих обязанностей?. Многих в Москве это решение возмутило. ?Как может министр, всего-то два месяца занимающий свой пост, таким подлым образом посягать на национального героя?, - цитирует московского прохожего радиостанция ?Эхо Москвы?. Московские журналисты пишут об очередном ударе, нанесенном российскому музыкальному искусству. Таким же ударом стало и равнодушие, с которым правительство России наблюдает за деградацией Большого театра. Легендарная балетная и оперная труппа продолжает разваливаться: танцоры стремятся на Запад, и не только из-за высоких заработков, но и из-за того, что считают устаревшим традиционный русский танец и хотят совершенствоваться. Оперные звезды, например, такие, как, Дмитрий Хворостовский, на российской сцене теперь выступают чрезвычайно редко.

Светланов, напротив, сохранил Москве верность - по крайней мере, он подчеркивал это при каждой возможности. По словам Швыдкова, в действительности ситуация выглядит совсем по-другому: в прошлом году маэстро, якобы, провел со своим оркестром всего 16 дней, и то, по оценке министра, ?очень неохотно?. В то же самое время Светланов, по словам министра, активно принимал приглашения зарубежных оркестров. Теперь московская пресса сообщает свои читателям, что выступления Светланова с зарубежными оркестрами оплачивались пятизначными суммами в долларах. В то время, как обычные участники оркестра получают всего порядка 80 нем. марок в месяц. Хотя и им тоже могло бы что-нибудь перепасть от этой манны, так их часто приглашали на Запад вместе с дирижером. Но Светланов отклонял эти предложения под предлогом, что он не очень здоров и не может так часто совершать перелеты. Почему же маэстро чувствует себя полным сил, когда его приглашают одного? - задает вопрос скрипач Кравец, более тридцати лет проработавший в оркестре. Светланов - большой притворщик, говорит он. Музыканты оркестра обижены на Светланова за то, что он запретил им искать замену на время своего отсутствия, которое становилось все более длительным. ?Он сам не работал с нами и не позволял никому другому делать это вместо себя?, - говорит Кравец.

В прошлом году произошло неслыханное: музыканты объявили забастовку. Тогда пресса еще стояла на стороне Светланова. Сам он отказался комментировать ситуацию, поручив это дело своей супруге Нине. ?Незадачливая камарилья? хочет запятнать репутацию моего гениального супруга, сказала она тогда. В то время из-за постоянных смен правительства министерству культуры было не до оркестра.

Швыдкой, став министром, взял это дело под свой контроль и предложил Светланову компромисс: он остается почетным руководителем оркестра, а фактическое управление передается более молодому дирижеру. Однако Светланов стал апеллировать к своему договору, предоставлявшему ему практически пожизненные диктаторские полномочия, от которых он не собирался отказываться, оставаясь человеком, который единолично принимает решения о распределении мест в оркестре и размере жалования музыкантов.

В ответ на это Швыдкой, просмотрев договор Светланова, обнаружил там раздел, в соответствии с которым, руководитель оркестра несет ответственность за организацию концертов. Именно этого Светланов не делал. Это и дало возможность министру культуры сказать: ?Евгений - гениальный музыкант, но посредственный менеджер?.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru