Forbes | 19 апреля 2006 г.
Российская нефтяная компания борется за сердца
Алекс Николсон
В диспетчерском зале в 60 милях к северу от Полярного круга нефтяники в желто-черных робах настраивают помпы и турбины щелчком мыши. Новый трубопровод, поблескивая в лучах неяркого северного солнца, уходит за горизонт.
Наверное, вы не так себе представляли работу российской государственной нефтяной компании? До недавнего времени представлялась скорее беспорядочная совокупность нефтяных активов, оставшихся после хаотичной постсоветской приватизации 1990-х годов.
Но сегодня "Роснефть" - это динамо-машина пиара. Ее первичное размещение акций на бирже (IPO), пробный этап, который намечен на июль, может принести 20 млрд долларов, делая ее крупнейшей с тех пор, как регистрация японского оператора мобильной связи NTT DoCoMo Inc. принесла 18,4 млрд долларов в 1998 году. В настоящее время компания стремится возвестить миру о новых филиалах, например о "Северной нефти", которая работает на нефтяных месторождениях так называемого "Вала Гамбурцева" на Крайнем севере.
IPO, первое предложение акций на торгах, считают аналитики, это также пиар Кремля.
Предлагая акции на зарубежных рынках, говорят они, президент Владимир Путин сделает приемлемым стремление вернуть контроль над стратегически важной нефтяной отраслью. В руках государства уже находится 30% добычи нефти, и оно отводит иностранным компаниям роль миноритарных партнеров, приносящих технологии, необходимые для освоения новых и сложных месторождений.
Навязав компании правила прозрачности и отчетности, необходимые для регистрации за границей, Кремль надеется, что регистрация улучшит имидж России как надежного поставщика энергоносителей.
В начале года газовая война с Украиной временно остановила поставки в Европу, и многие наблюдатели назвали иронией судьбы то, что второй крупнейший после Саудовской Аравии мировой экспортер нефти является в этом году председателем "большой восьмерки", не говоря уж об июльском саммите с заявленной темой энергетической безопасности.
"IPO - это очень важная составляющая интернационализации российской нефти", - заявил Крис Уифер, глава стратегического отдела московского "Альфа Банка". При рекордно высоких ценах на нефть регистрация, по прогнозам аналитиков, будет успешной, несмотря на бурное прошлое компании.
Работа над имиджем "Роснефти" началась в 2004 году с фактического уничтожения крупнейшей в стране частной нефтяной компании ЮКОС. "Роснефть" в одночасье превратилась из компании, ежедневно добывающей несколько сотен тысяч баррелей, в энергетического гиганта с добычей в 1,5 млн баррелей в день.
Генеральный директор "Северной нефти" Сергей Нестеренко сказал, что "Роснефть" ежегодно вкладывает в компанию около 200 млн долларов с момента ее покупки в 2003 году, осваивая новые месторождения и устанавливая новое оборудование, что позволило утроить добычу, доведя ее почти до 100 тыс. баррелей в день.
"Такого уровня невозможно было достичь раньше", - сказал Нестеренко во время недавней экскурсии по месторождению Гамбурцева.
Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков поставил задачу сделать компанию крупнейшей в России с добычей в 2 млн баррелей в день к 2010 году. Чтобы этого добиться, компания назначает западных менеджеров, готовясь к тендерам на несколько крупнейших месторождений, и устанавливает такие передовые технологии, как трехмерное сейсмическое изображение нефтяных месторождений и связь с удаленными месторождениями через веб-камеры.
Одной из причин, по которой у "Роснефти" появилась возможность развиваться столь агрессивно, является приобретение "Юганскнефтегаза" - нефтяной компании в Западной Сибири, производящей почти столько же нефти, сколько входящая в ОПЕК Индонезия, - за половину стоимости. Аналитики оценивали ее в 18 млрд долларов.
До продажи "Юганскнефтегаза" на политизированном аукционе в 2004 году за налоговые недоимки головной компании в 28 млрд долларов это подразделение, добывающее 1 млн баррелей в день, было лучшим активом нефтяной империи ЮКОС посаженного в тюрьму миллиардера Михаила Ходорковского. Теперь это одна из главных достопримечательностей предшествующих регистрации экскурсий "Роснефти".
На гигантском месторождении "Приобское", принадлежащем "Юганскнефтегазу", здания с желто-зелеными полосами ЮКОСа перекрашены в желто-черные цвета "Роснефти". Но напоминания о прежнем владельце остались: треугольный логотип ЮКОСа висит на одном из зданий между полосами "Роснефти" как трофей недавней войны.
"Когда покупаешь новую квартиру, изменение облика - это нормально", - поясняет генеральный директор "Юганскнефтегаза" Владимир Бульба, которого привезли руководить компанией через несколько дней после того, как "Роснефть" купила никому не известную фирму, победившую на аукционе.
Менеджеры старательно избегают разговоров о продаже "Юганскнефтегаза". Главное, говорят они, что добыча опять пошла вверх и выросла на 8,7% в 2005 году. Перед аукционом счета ЮКОСа были заморожены по многочисленным судебным решениям, и производство не росло, так как компания не могла финансировать бурение.
"Не мне судить, законно это было или нет, - сказал о продаже менеджер "Юганскнефтегаза" Сергей Бузунов. - Мое дело - добывать нефть".
56-летняя Ирина Исаева, работавшая бухгалтером одной из обслуживающих компаний, с содроганием вспоминает месяцы перед продажей, когда она могла выдавать работникам лишь малую часть зарплаты.
"Это было время неопределенности", - сказала она.
Символом тектонических сдвигов в нефтяной отрасли при Путине является то, что стенд ЮКОСа и фотографии его основателя Михаила Ходорковского исчезли из экспозиции исторического музея Нефтеюганска.
Куратор музея Надежда Эскина утверждает, что их убрали не по указанию Кремля. Экспонаты были повреждены, когда музей затопили верхние соседи, объясняет она и обещает, что они скоро опять появятся и будут соседствовать с новой экспозицией, посвященной "Роснефти".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях