Le Monde | 19 апреля 2007 г.
К третьему сроку Путина?
Мари Жего
Назначит ли российский президент Владимир Путин преемника или выставит свою кандидатуру на третий срок? За год до президентских выборов 2008 года этот вопрос стал альфой и омегой российских политических дебатов. По окончании второго срока - конституция не дает ему право претендовать на третий срок подряд - глава государства должен уступить свое место. Он не делает из этого тайны: он не намерен выставлять свою кандидатуру. "Совершенно определенно, что президент Путин оставит свой пост примерно через год, и будет новый президент", - заявил заместитель пресс-секретаря президента Дмитрий Песков 17 апреля.
В последнее время вопрос о третьем сроке встал с новой силой. В конце марта председатель Совета Федерации Сергей Миронов, только что в четвертый раз переизбранный на этот пост сенаторами, выразил пожелание, чтобы соответствующая статья конституции была изменена. Это предложение не новое, Миронов ежегодно говорил об этом с 2001 года. На этот раз он конкретизировал свое предложение, предложив механизм, позволяющий реализовать его - обсуждение законодательными органами власти в регионах. Таким образом, вопрос о третьем сроке становится главной темой предвыборной кампании по выборам в Думу, которые состоятся в декабре 2007 года.
Сергей Миронов, пять месяцев назад вставший во главе новой политической партии "Справедливая Россия", надеется набрать очки. Понимает он и то, как благожелательно воспримет его предложение население. Потрясенные хаосом конца 90-х россияне опасаются нестабильности. По данным Независимого центра изучения общественного мнения Юрия Левады, 82% населения страны доверяют Владимиру Путину и только 19% - правительству.
Идеей третьего срока соблазнился и мэр Москвы Юрий Лужков. "Почему мы подыгрываем американской демократии, вызывающей сомнения и которой всего 250 лет?" - спрашивает он. Мэр, возглавляющий московское отделение прокремлевской партии "Единая Россия", не побоялся пойти против Бориса Грызлова, председателя "Единой России", выступающего против третьего срока. Вице-спикер Госдумы и член "Единой России" Любовь Слиска пошла по его стопам.
В СМИ идея также набирает обороты. "Фактически давно уже действует система неограниченного срока правления", - подчеркивает журналист Леонид Радзиховский, ссылаясь на длительные сроки правления многих региональных лидеров, пребывающих на своих постах уже более 10 лет (в Новгороде, Самаре, Томске, Хабаровске, Татарстане и Башкортостане). Кроме того, стабильность видится единственным средством против "заговора", замышляемого западным миром против России.
Комментируя недавние демонстрации оппозиции в Санкт-Петербурге и Москве, телеканалы, находящиеся под жестким контролем власти, всячески пытались показать, что лидеры оппозиции президенту Владимиру Путину действовали от имени западных стран, жаждущих дестабилизации страны. Телеканал "Россия" в воскресенье 15 апреля отмечал, что Гарри Каспаров повторил слова из доклада Госдепартамента США (о состоянии прав и свобод в мире и в России в том числе).
Рассмотренный на прошлой неделе двумя палатами российского парламента доклад Госдепартамента вызвал гнев депутатов, убежденных, что Вашингтон готовит "цветную революцию" в России, подобную осуществленным на Украине (в 2004 году) и в Грузии (в 2003 году). Словно в подтверждение их слов, скрывающийся в Лондоне опальный миллиардер Борис Березовский похвастался в передовице The Guardian, что он финансирует будущее свержение Путина. "Для тех, кто организовывал этот сценарий, мифическая дестабилизация может стать оправданием изменения конституции", - сказал недавно политический обозреватель "Радио Свобода" Михаил Соколов.
"Вертикаль власти"
Так кто же организовал этот сценарий? Существует ли расхождение во мнениях между различными кремлевскими группировками? Как бы выбор кандидатов в преемники не оказался сложнее, чем ожидалось. Два представителя военно-политической правящей элиты начали конкурировать в рамках операции "Преемник". Речь идет о двух вице-премьерах, Сергее Иванове - генерал-лейтенанте в отставке, отвечающем за промышленную стратегию, и Дмитрии Медведеве - юристе, занимающемся социальной политикой.
Ни один из двух преемников не устраивает клан "силовиков", "людей в форме", сторонников жесткой линии, которых считают генераторами идеи третьего срока. Их страх красноречиво свидетельствует о слабых местах путинской системы. Организовав "вертикаль власти", Владимир Путин воссоздал иерархическую пирамиду, действовавшую в царскую, а затем в советскую эпоху: во главе стоит президент, четко персонифицирующий собой власть, за ним - некое подобие Политбюро и, наконец, куча номенклатурных работников. С 2004 года губернаторов регионов уже не избирают. Их пребывание на посту зависит исключительно от воли президента.
Однако надо следить за тем, чтобы не нарушить равновесие в пользу одной из групп. В ожидании решающего срока кланы точат ножи. И все же, чем вызвано такое беспокойство в условиях, когда все - от газа и политических партий до СМИ - находится под контролем? Парадокс в том, что чем шире контроль - оппозиции затыкают рот, НПО преследуют, службы безопасности повсюду - тем сильнее паранойя.
Дело в том, что система, построенная вокруг одного-единственного человека, основана исключительно на мелких частных соглашениях, а совсем не на законности. И если заменить главную деталь аппарата, равновесие системы окажется под угрозой. 70-летнему мэру Москвы Юрию Лужкову, возглавляющему мэрию уже 14 лет, это хорошо известно. Теоретически его срок истекает в декабре 2007 года, однако он рассчитывает попросить Путина продлить его полномочия.
Можно не сомневаться, ответ будет положительным. В конце концов, разве у президента России и у мэра Москвы не одна и та же миссия? При отсутствии законных гарантий, оба они кажутся "гарантами незыблемости бизнес-интересов и даже личной свободы провластных группировок в Москве и России", - писал недавно сайт Gazeta.ru.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях