Le Monde | 19 августа 2003 г.
Тайная жизнь бабочек
Режи Гийота
Это самая крупная бабочка в мире. Чудовище, хранящее странную неподвижность, достигает 30 см в величину, и посетители проходят мимо него с уважением.
Этот князь тьмы под названием Attacus atlas - ночная бабочка. Днем она спит, чем и объясняется ее неподвижность. Она считается звездой замечательной Гонфлерской оранжереи: здесь, в устье Сены, публика имеет возможность наблюдать за грациозными воздушными танцами среди настоящих джунглей, выращенных под стеклянными стенами.
Бразильская Morpho садится на плечо к заведующему оранжереей, Бенуа Мери. "Я могу выйти, чтобы взять свою вспышку?" - спрашивает посетительница, очарованная феерическим зрелищем.
Здесь рушатся давно сложившиеся стереотипы. Например, выясняется, что бабочкам вовсе не свойственна "беззаботность". Нет ничего более упорядоченного, чем жизнь бабочки. Утро посвящено собиранию нектара. В мире насекомых бабочка - лучший опылитель цветов после пчел.
К полудню наступает разгар битвы. Пробил час совокупления. Самцы гоняются за самками. Вскоре последние откладывают яйца на листьях. К вечеру в оранжерее вновь воцаряется спокойствие. Ее обитательницы возвращаются в "спальни" - самую темную часть помещения - и гроздьями повисают на лианах. "В общем, это борьба не на жизнь, а на смерть, как и среди всех насекомых. Не хотел бы я вновь родиться бабочкой!" - улыбается Бенуа Мери.
Двенадцать таких оранжерей, существующих во Франции, - не только объекты туризма. Для учителей это прекрасная возможность проиллюстрировать учебный курс. Эти учреждения, которыми обычно руководят именитые энтомологи, являются замечательными научными лабораториями. Еще в 6-летнем возрасте Бенуа Мери взял в руки сачок для бабочек. Позже это увлечение привело его в экваториальные Анды, где он нашел бабочку Perisama - вид, который считал исчезнувшим.
В Гонфлере он собрал в одном саду несколько экваториальных биосред. "Это почти лаборатория, - поясняет Мери. - Я наблюдаю за поведением насекомых, которое редко можно встретить в живой природе".
Иногда случаются и открытия. В Орлеане, в другой прекрасной оранжерее под названием "Источник", оно выпало на долю биолога Месута Касикджи - выпускника Измирского университета, который в детстве пас отцовских баранов.
Месут с волнением рассказывает о совокуплении самки Attacus с самцом голубой гвианской Morpho. "Посмотрите, это было вон на том фикусе!"
"Attacus испускала свои чувственные ферменты. Это сильный запах. Я сам его чувствую. И вдруг я увидел Morpho, кружившегося вокруг самки. Представляете, самая большая в мире ночная бабочка спарилась с дневной бабочкой - Morpho, это просто потрясающе! Я даже вспотел от волнения". Совокупление, которому, конечно, мешала ни о чем не подозревавшая публика, продолжалось всего десять минут. "Я тщательно следил за самкой. Она отложила яйца. Но безрезультатно. У бабочек Attacus совокупление может продолжаться до 36 часов, самка может отложить 200 яиц. Поэтому нужно, чтобы самец обеспечил оплодотворение. Ему приходится потрудиться!"
Месуту удалось разработать технологию, которая обеспечивает размножение "бабочки-кометы" - Argema mitrei. Процесс состоит в том, чтобы с помощью пальца возбуждать брюшко сначала у самки, потом у самца. Как происходит это превращение отталкивающего вида гусеницы в столь прекрасное существо? "Людям остается только мечтать о таком перевоплощении. Бабочкам присущи хрупкость, элегантность и чисто женская безжалостность", - загорается Месут.
По данным Организации по охране насекомых и их среды обитания (OPIE), во Франции под защитой находится 119 видов бабочек (постановление от 22 июля 1993 года, Вашингтонская и Берлинская конвенции). "Охраняются виды, которые и так защищены, поскольку обитают в труднодоступных местах. Сегодня под угрозой находятся как раз более распространенные виды. И никто не бьет тревогу. Их не считают частью природной среды", - с сожалением говорит Бенуа Мери.
Никто ничего не говорит автомобилисту на машине, о горящие фары которого разбиваются сотни насекомых. Зато делают выговор энтомологу, поймавшему в свой сачок несколько особей. По мнению Мери, охранять нужно не саму бабочку (яиц, которые она откладывает, достаточно для воспроизводства вида), а зоны, в которых она размножается.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях