Time | 19 августа 2008 г.
Грузинский кризис: удар по НАТО
Тони Кейрон
Вашингтонские ястребы уверяют, что лекарством от унижения, которое Россия нанесла Грузии на театре боевых действий, станет ускоренный прием Грузии в НАТО. В конце концов, Москва, возможно, поостережется нападать на любую страну, которой касается 5-я статья Устава Североатлантического альянса, обязывающая все государства-члены давать силовой ответ на нападение на одно из них. Собственно, минувшей весной президент Буш совершил турне по Европе, активно пропагандируя предоставление Грузии и Украине Планов действий по вступлению в НАТО - это стало бы первым шагом к приему в альянс. Но, хотя кампанию осуществлял сам Буш, на апрельском саммите НАТО это предложение было отвергнуто 10 государствами-членами, причем тон задавали ключевые союзники США - Германия и Франция. Этот отказ, по словам кандидата в президенты от республиканцев сенатора Джона Маккейна, "возможно, был воспринят Россией как "зеленый свет" для ее нападений на Грузию". Маккейн призвал европейских членов НАТО "вернуться к этому решению".
Однако многие европейцы приходят к противоположному выводу. Они видят в событиях минувшей недели в Грузии оправдание своего опасливого отношения к приему Грузии в НАТО. Собственно, в Европе многие считают, что позиция администрации Буша - военная поддержка, оказываемая ею Грузии, и пропаганда заявки Тбилиси в НАТО - заставили президента Михаила Саакашвили настолько осмелеть, что он нанес безрассудный удар по Южной Осетии.
Если бы жестокая реакция России на провокацию грузинской стороны действительно вынудила бы НАТО вмешаться, то последний мог бы столкнуться с роковым кризисом. Большинство государств-членов альянса без энтузиазма относятся к идее конфронтации с вновь окрепшей Россией на Кавказе - в традиционной российской сфере влияния. Достаточно вспомнить о том, что альянсу и так тяжело содержать в Афганистане 71 тыс. военнослужащих, где им удается всего лишь держаться на плаву во все более неблагоприятных условиях. Есть и другие аргументы против конфронтации: значительная часть Западной Европы находится в полной зависимости от поставок российских энергоносителей, а европейские переговорщики полагают, что на дипломатическое решение спора вокруг ядерной программы Ирана почти нет надежды, если Москва не будет последовательно оказывать поддержку.
Итак, вопреки призывам сенатора Маккейна и его соперника-демократа, сенатора Барака Обамы, события минувшей недели, скорее всего, отсрочили перспективу приема Грузии в НАТО на неопределенный срок - по крайней мере, в обозримом будущем, даже если на словах альянс в принципе продолжает одобрять эту идею. Таким образом, Москва может засчитать за собой крупную победу: она предотвратила экспансию конкурирующего военного альянса в окрестности России.
Собственно, "наказание" Россией Грузии как раз и было призвано предостеречь соседей, склонных бросать вызов Москве из-под западного "зонтика безопасности": дескать, если разбудите бурю, этот зонтик вас мало защитит. Конфликт с самого начала не касался только Грузии и ее беспокойных областей, населенных меньшинствами, - это всегда был конфликт по поводу НАТО, а также баланса сил России и США на региональном уровне.
Путин воспользовался удачным случаем, который представился из-за действий Саакашвили, чтобы продемонстрировать соседям России: суровые заявления Вашингтона не могут быть подкреплены какими-либо значимыми действиями в ответ на военную кампанию Кремля. Пусть теперь Буш пытается наверстать упущенное, делая жесткие заявления, но для того, чтобы устранить последствия российского наступления, понадобится намного больше, чем наложение швов на кровавые раны Грузии и изгнание России из G8 или бойкот зимней Олимпиады 2014 года. (В прошлый четверг было объявлено о подписании американо-польского соглашения о размещении ракет-перехватчиков прямо у порога России, вопреки все более воинственным возражениям Москвы. Возможно, время для этого объявления было выбрано специально, дабы продемонстрировать непоколебимость перед лицом российской агрессии, но данный план начал подготавливаться задолго до столкновения в Грузии и вряд ли окажет хоть малейшее воздействие на положение этой страны).
Когда в декабре этого года НАТО проведет свой последний саммит на протяжении президентства Буша, вполне возможно, что на языке метафор идею приема Грузии вновь поддержат, чтобы всех утешить, но не ожидайте, что Грузии будет выдан План действий по вступлению в альянс. Собственно, события минувших недель поставили под вопрос само предназначение НАТО и его отношений с Россией.
Между тем как многие западные критики объявили действия России в минувшие недели возвращением к тактике холодной войны, Москва считает само НАТО реликтом холодной войны. Россияне жалуются, что после кончины СССР и его Организации Варшавского договора США не сдержали своих обещаний создать новую глобальную архитектуру безопасности, а вместо этого постарались расширить свой собственный военный альянс времен холодной войны - НАТО - на сферу влияния самой Москвы.
Предназначение НАТО, собственно, и состояло в том, чтобы после Второй мировой войны сдерживать Советский Союз. Красная армия только что сломала хребет гитлеровскому вермахту и обеспечила Москве власть над странами Балтии (аннексированными накануне войны), Польшей, Восточной Германией, Чехословакией, Венгрией, Болгарией и Румынией. Видя, как Центральная Европа под воздействием советской военной мощи превращается в лоскутное одеяло из авторитарных государств-вассалов, Западная Европа охотно вступила в военный союз с США и Канадой, основанный на принципе "все за одного", дабы сравнять преимущества в случае дальнейшей советской экспансии. Неудивительно, что спустя десятки лет те европейцы, которым самим довелось жить под советской пятой, поспешили при первом же удобном случае вступить в этот альянс. Антимосковский военный альянс не только остался в неприкосновенности в течение 10 лет после окончания холодной войны, но также продвинулся к отступающим границам России. Россияне восприняли все это как стратегическое окружение с враждебными намерениями.
В июле генерал Нортон Шварц, выдвинутый на пост главнокомандующего ВВС США, сказал на заседании, где утверждалась его кандидатура, что Соединенным Штатам нужно сделать Москве предупреждение после того, как российская пресса заявила, будто Москва раздумывает о размещении на Кубе бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие, в ответ на размещение элементов американской ПРО в Польше и Чехии. Он сказал, что российскую сторону нужно уведомить, что переброска бомбардировщиков на Кубу "пересекает грань дозволенного, с точки зрения США". Давайте учтем, что российские генералы давно оценивают таким же образом военную интеграцию Украины и Грузии в альянс противника.
В период социально-экономического коллапса под властью Бориса Ельцина Россия мало чем могла воспрепятствовать расширению НАТО. Но путинская Россия, купающаяся в нефтедолларах, вернулась на геополитическую арену одновременно с тем, как влияние США начало уменьшаться. Для российской стороны "кровопускание" в Грузии - средство заявить Европе, что нынешняя архитектура безопасности дисфункциональна: эту же идею Москва хотела донести в нынешнем году, выдвинув расплывчатое предложение заменить НАТО некой панъевропейской структурой безопасности, в которой Россия будет равноправным партнером.
В Вашингтоне и во многих государствах, которые раньше были сателлитами СССР, в ответ на фиаско в Грузии будут настаивать на дальнейшем расширении НАТО на восток и еще более неколебимых стараниях альянса сдержать окрепшую Россию. Но в Западной Европе будут нарастать сомнения в ценности системы безопасности, которая опирается на структуру, призванную изолировать и сдерживать Россию. Разумеется, проблема состоит в том, что НАТО действует исключительно на основе единодушных решений своих членов, а в отсутствие единодушия может возникнуть паралич. Собственно, вполне может оказаться, что кампания Путина на Кавказе смогла не только предотвратить вступление Грузии в НАТО, но и сильно ударила по самому альянсу.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях