La Repubblica | 19 августа 2009 г.
"Врач" и "профессор" бросают вызов власти Карзая
Ренцо Гуоло
Гани и Абдулла нравятся американцам, но они не являются фаворитами предвыборной гонки, пишет Ренцо Гуоло в статье, напечатанной в газете La Repubblica.
Кому доверят судьбу измученной "Страны гор" те, у кого хватит смелости прийти на избирательные участки? Вопрос заключается в том, решится ли все в первом круге или будет назначено переголосование, на что надеются многие, включая американцев. В надежде на возобновление игры или, по меньшей мере, на ограничение уже "неудобной" власти Карзая, пишет автор статьи.
Биографии кандидатов отражают непростую историю страны. Карзай, представитель народности пуштун, покинул страну после советского вторжения, чтобы получить диплом политолога в одном из индийских университетов. Он принимал участие в борьбе с советскими войсками, поднявшись до уровня руководителя операций "Национального фронта освобождения Афганистана". Именно тогда американцы через сотрудников ЦРУ вступили с ним в контакт. После событий 11 сентября американцы решили, что Карзай является естественным кандидатом на пост президента Афганистана. Но управлять страной, в которой необходимо противостоять восставшим талибам, иметь дело с межэтническими проблемами, кланами, вмешательством извне, совсем непросто, пишет автор статьи. Противники Карзая упрекают его за подчиненность американцам. Но Карзай проявляет политический реализм, закрывая глаза на коррупцию, чтобы укрепить свою власть, идя на сомнительные альянсы с тем или иным полевым командиром, идя на уступки тем или иным этническим группам, например шиитам (изменения в законе о семье в ущерб правам женщин) и т.д. Некоторые шаги Карзая вызывают у Вашингтона вопрос: "Что он будет делать и сколько он продержится без нас?" Поэтому Белый дом и Пентагон предпочли бы видеть победителем на выборах более надежных Гани или Абдуллу.
Гани, "американец", пуштун, отказался от американского гражданства, чтобы участвовать в выборах. Но он слишком долго отсутствовал на родине, хотя за последние годы сделал довольно много, занимая пост министра финансов: в частности, он начал оказывать помощь бедному населению сельских районов и обещал в рамках 20-летней программы по развитию экономики создать миллион рабочих мест. Вероятнее всего, Гани не дойдет до второго тура, но Вашингтон делает ставку на возможное соглашение с Карзаем ради того, чтобы Гани занял важный пост в правительстве нынешнего президента, чтобы сделать последнего менее неконтролируемым, пишет автор статьи.
Больше шансов, кажется, у Абдуллы, врача, родившегося в смешанной пуштуно-таджикской семье, пользующегося поддержкой и таджиков, и узбеков. Бывший соратник легендарного Ахмад Шаха Масуда, он был министром иностранных дел в Северном альянсе. В 2006 году, чтобы не прослыть "марионеткой таджиков", Карзай под давлением пуштунов был вынужден вывести Абдуллу из состава правительства. Абдулла выступает за переговоры с талибами, готовыми сложить оружие, но исключает любые компромиссы с муллой Омаром и его союзником Хекматияром, лидером "Хезб-е-Ислами".
Выбор между кандидатами будут делать те, кто, несмотря на угрозы талибов, все же придет на избирательные участки.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях