The Times | 19 августа 2013 г.
Насколько опасен каминг-аут в России?
Бен Хойл
Большинство россиян поддерживают путинскую кампанию против гомосексуализма, но эта тема рискует разделить страну. Запрет пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений вызвал международное возмущение и призывы к бойкоту сочинской Олимпиады, но также предоставил площадку для общественной дискуссии о гомосексуальности в самой России, сообщает корреспондент The Times Бен Хойл.
"Этот закон меняет мышление людей, - рассказал автору Руслан, 19-летний гей из Москвы. - До этого никто не говорил о гомосексуализме, никто его не выискивал".
Официальные цифры преступлений на почве гомофобии невысоки, но, по словам активистов, о них просто редко заявляют в полицию. В прошлом году социологи выяснили, что каждый седьмой представитель секс-меньшинств в России подвергался физическому насилию. Самый последний ужасающий случай произошел в мае этого года в Волгограде. Молодой человек признался собутыльникам, что он гей. После этого ему засунули три пивных бутылки в анальное отверстие, попытались поджечь и разбили голову 20-килограммовым булыжником, говорится в статье.
Большинство российских геев не спешат поднимать шум, пишет корреспондент: жизнь научила их помалкивать. К тому же гомосексуалисты, которые не нарываются на проблемы, могут неплохо жить в Москве, констатирует Бен Хойл. Россия - это все-таки не Зимбабве, где президент Мугабе заявил, что геи хуже свиней: она не входит в число 75 стран, где гомосексуализм вне закона. В российской столице работают гей-клубы, гей-бары и гей-сауны, причем некоторые из них существуют открыто.
Россия никогда не была комфортным местом для секс-меньшинств, повествует Хойл. В XIX столетии великий композитор Чайковский жаловался, что его ориентация образует между ним и "большинством людей непроходимую бездну". "Она сообщает моему характеру отчужденность, страх людей, робость, неумеренную застенчивость, недоверчивость, словом, тысячу свойств, от которых я все больше становлюсь нелюдимом", - писал композитор, добавляя, что зачастую ему приходит мысль "о монастыре или о чем-нибудь подобном".
После революции 1917 года наступил недолгий период терпимости к однополой любви, однако в 1933 году Сталин ввел уголовную ответственность за мужеложство, говорится в статье. Нарком юстиции Николай Крыленко заявил, что каждый, кто практикует это "буржуазное извращение", является контрреволюционером, и десятки тысяч гомосексуалистов отправились в лагеря.
20 лет назад Борис Ельцин декриминализировал гомосексуализм, стараясь привести российское законодательство в соответствие с европейским, однако большинство россиян, поощряемые возрождающейся Русской православной церковью, по-прежнему не одобряли однополые связи.
В настоящее время Россия - единственная западная страна, где визиты к проституткам считаются более приемлемыми, чем нетрадиционная сексуальная ориентация, продолжает автор. По данным "Левада-Центра", 35% россиян считают гомосексуализм болезнью, а 43% - дурной привычкой, результатом плохого воспитания или распущенностью.
По словам самого известного в России ЛГБТ-активиста Николая Алексеева, в российском обществе не было запроса на данный закон. "Ни для кого не секрет, что в России не очень хорошо относятся к гомосексуальности, - говорит активист. - Так было всегда, но большинство населения она не волновала. Социальная и экономическая обстановка для них гораздо важнее".
"Огонь уже затухал, от него оставались только тлеющие угли. Путин и люди вроде Елены Мизулиной занимаются тем, что бросают поленья в этот огонь, чтобы он разгорелся с новой силой", - сетует Алексеев.
По словам Марии Липман, ведущей сотрудницы Московского Центра Карнеги, "антигейский" закон стал частью усилий Кремля по превращению России в социал-консервативную страну. Цель этих усилий - изолировать современное урбанистическое прозападное меньшинство, которое было главной движущей силой протестного движения. Однако власть допустила ошибку, считает Липман: кремлевские стратеги никак не предвидели, что запрет вызовет волну негодования и скажется на сочинской Олимпиаде. Таким образом, новый закон стал серьезной проблемой для российской внешней политики.
"Он также стал проблемой для российских геев", - заключает Хойл.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях