Time | 19 декабря 2000 г.
Тени прошлого
Юрий Зарахович
Давайте вспомним о постыдных показательных процессах 30-х годов. В ходе этих пародий на правосудие, в которые безоглядно верил наивный Запад, Сталин законным образом расправлялся со своими врагами. Бывших членов правительства и Политбюро, представителей высшего военного командования приговаривали к расстрелу как предателей и иностранных шпионов. Почти все они, невиновные, были посмертно реабилитированы.
Горькая ирония заключается в том, что они действительно были виновны в совершении реального преступления: все они были участниками государственного переворота, получившего название Великой Октябрьской социалистической революции. Их руки обагрены кровью невинных: их коммунистическая партия спровоцировала гражданскую войну, развязала красный террор и провозгласила коллективизацию, которая вылилась в массовые ссылки, казни и голод, унесший миллионы жизней. Но предъявлять им обвинения в реальных преступлениях было бы равносильно обвинению самих себя, части членов партии и самого советского государства, которому они так преданного служили. Их уничтожали из соображений политической целесообразности, а не вследствие нарушения ими законов. Сталин использовал их устранение как оправдание дальнейшим массовым расправам, чисткам и репрессиям, продолжавшимся до самой его смерти.
Сейчас, видимо, можно говорить о возврате старого репрессивного стиля. Российский президент Владимир Путин выплескивает свой гнев на олигархов, захвативших слишком много власти, выпавшей из рук компартии десять лет назад. Предприниматель-миллиардер магнат Борис Березовский по собственной воле пребывает в ссылке, а его близкого соратника Николая Глушкова, бывшего вице-президента ?Аэрофлота? допрашивают в изоляторе временного содержания в Лефортово. В Испании по требованию Москвы арестован медиа-магнат Владимир Гусинский, вопрос об экстрадиции которого в настоящее время решает испанское правительство.
Гнев российского президента вполне понятен: многие считают, что в течение последнего десятилетия реформ новые хозяева жизни обобрали Россию до нитки. Но если Москва добивается справедливости по делу Гусинского, тогда почему ему предъявляют обвинения за то, что он, якобы, совершил в 1996 году лишь сейчас? Потому что в 1996 году он шел в ногу с событиями и поддерживал предшественника и благодетеля Путина, Бориса Ельцина. Если Москва хочет, чтобы свершилось правосудие в отношении Березовского за проступки, которые он совершил в 90-х, почему же тогда, в прошлом, вместо того, чтобы препроводить в тюрьму, его назначили на высокий пост в Совете Безопасности? Может быть, как и в 30-е, обвиняемых преследуют по политическим мотивам? Возможно, Москва хочет посадить Гусинского и Березовского не за приписываемые им преступления, а за то, что они открыто выступили против режима.
Во времена политических процессов 30-х годов возможность остановить Сталина была русскими упущена. Запад в ту эпоху еще мог разоблачить сталинский обман, однако он предпочел не делать этого. Такие уважаемые интеллектуалы как Джорж Бернард Шоу и Лион Фейхтвангер по возвращении из Москвы рассказывали сказки о сталинской справедливости в пролетарском раю. Таким Советский Союз продолжал идти своей дорогой в ад. Сегодня Россия вновь рискует скатиться на этот путь. Возможно, уставший и разуверившийся народ уже не в состоянии остановить это сползание. Легче арестовать Гусинского. Но если Испания выдаст Гусинского Москве, Запад вновь совершит ошибку, аналогичную той, которую он допустил в 30-е годы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях