The New York Times | 19 декабря 2001 г.
США критикуют трансатлантический воздушный альянс
Стивен Лабатон
Министерство юстиции США призвало министерство транспорта запретить создание альянса между авиакомпаниями "American Airlines" и "British Airways", если обе компании не продадут часть своих прав на авиарейсы, чтобы повысить уровень конкуренции на маршрутах между США и Лондоном.
Предложение о создании такого альянса поставило администрацию президента США Джорджа Буша в сложное положение. Администрация пытается урегулировать конфликт, связанный с дележом самых прибыльных в этой промышленности маршрутов. С одной стороны две крупнейших авиакомпании мира, одна из них имеет отношение к президенту Бушу, другая ? к правительству Великобритании. Премьер-министр Тони Блэр обращался в Белый дом от лица альянса. С другой стороны - почти вся остальная часть промышленности, которую отстранили от рынка.
Министерство юстиции рекомендовало не регистрировать эту сделку, если альянс не откажется от прав на, по меньшей мере, 126 полетов через Атлантику еженедельно. Министерство пришло к выводу, что две компании могут захватить более 50% рейсов между многими американскими городами и лондонским аэропортом "Хитроу" и даже большую долю на еще более выгодном рынке обслуживания - в бизнес-классе.
"Альянс угрожает резко снизить уровень конкуренции, что может привести к повышению тарифов и ухудшению качества обслуживания", - заявило министерство юстиции в своих комментариях, переданных министерству транспорта, которое будет принимать окончательное решение о том, как следует поступить со сделкой - утвердить, отвернуть или внести в нее изменения.
"Если министерство транспорта не потребует отказаться от достаточного количества вакантных мест для того, чтобы новые участники могли предложить девять ежедневных рейсов в Лондон из Нью-Йорка и Бостона и обратно, а также значительной части новых авиауслуг в других американских городах, министерство юстиции будет выступать против этой сделки".
Пока неизвестно, как это заявление повлияет на исход ожесточенной лоббистской схватки между двумя авианосителями и их конкурентами.
"British Airways" и "American Airlines", подразделение "AMR Corporation", выступили с совместным заявлением, в котором указали, что не согласны отказываться от рейсов, по требованию министерства юстиции и антимонопольных ведомств. Однако некоторые аналитики предполагают, что анализ, сделанный министерство юстиции, дает возможность министерству транспорта утвердить сделку.
Трансатлантические полеты в аэропорт "Хитроу" - самые выгодные в авиаиндустрии. В первую очередь потому, что эти услуги предоставляют только четыре авиакомпании. Большая часть полетов принадлежит "American" и "British Airways". Две других компании, работающие на трансатлантических маршрутах в "Хитроу" ? "Virgin Atlantic Airways" и "United Airlines", дочернее предприятие "UAL Corporation".
Против предложения о создании альянса выступили "Delta Air Lines", "Continental Airlines", "Northwest Airlines" и "Virgin".
В совместном заявлении, обнародованном после того, как министерство юстиции представило результаты своего анализа, "British Airways" и "American" одобрили то, что министерство поддержало новое, т.н. "соглашение об открытом небе" между США и Великобританией, которое должно либерализовать ограничения и повысить уровень конкуренции. Однако они выразили несогласие с рекомендациями, которые могут заставить их продать права на рейсы, чтобы получить антимонопольный иммунитет.
"Мы считаем, что предложенный министерством юстиции отказ от 126 рейсов в неделю неприемлем, - заявили авианосители. - Министерство юстиции недооценило то, что рейсы в "Хитроу" доступны, и что другие глобальные альянсы уже пользуются конкурентными преимуществами. Еще более важно, что министерство юстиции не учло реальные преимущества нового американо-британского соглашения "об открытом небе".
Критики альянса остались довольны рекомендациями министерства. "Министерство юстиции с нашей точки зрения подтвердило заявления" тех, кто выступал против применения антимонопольного иммунитета, - сказал президент "Northwest Airlines" Дуглас Стинлэнд. "Они обнаружили, что в "Хитроу" наблюдается нехватка рейсов и если не будет отказа от значительной части новых рейсов, другие авиакомпании не смогут летать в "Хитроу". Они предложили отказаться от определенного количества прав на рейсы до Нью-Йорка и Бостона. Потом они сказали, что министерству транспорта следует предложить дополнительное количество прав на рейсы".
Доклад министерства юстиции удивил некоторых конкурентов двух авиакомпаний, которые несколько недель назад выразили недоумение в связи с тем, что администрация Буша и, в частности, министерство юстиции могли уступить давлению британского правительства и предоставить антимонопольный иммунитет "American" и "British Airways", крупнейшим авианосителям в мире и Европе соответственно. Доклад министерства юстиции не является окончательным решением, но он усиливает давление на министерство транспорта, которое должно принять решение об альянсе.
Осенью в ходе своего визита в США Блэр вел переговоры с президентом Буша и его высокопоставленными советников, пытаясь склонить их к удовлетворению требований "British Airways" и "American". Белый дом передал правительству Великобритании список собственных требований, связанных с помощью в проведении войны в Афганистане.
Запрос Блэра вызвал опасения в том, что министерство юстиции, которое традиционно проводит антимонопольный анализ для министерства транспорта, отойдет в сторону или откажется от своих рекомендаций. Один высокопоставленный представитель антимонопольных органов сказал, что его ведомство не получило никаких указаний от других ведомств администрации или Белого дома в отношении этот доклада.
Две авиакомпании в течение многих лет пытаются создать альянс, чтобы делить прибыли, координировать графики полетов и тарифы. Три года назад министерство юстиции призвало отказаться от сделки, которую яростно критиковали конкуренты.
Критики альянса напоминают, что администрация Клинтона рекомендовала отказаться как минимум от 336 полетов в неделю, что не дало возможности создать совместное предприятие. Критики считают, что антимонопольные подразделения министерства юстиции сегодня должны были бы сделать подобное предложение.
"Анализ министерства юстиции великолепен, а предложенное решение - нет, - считает Кеннет Левин, адвокат, представляющий интересы "Virgin Atlantic". ? "American" и "British Airways" должны отказаться от гораздо большего количества рейсов".
Однако президент "Northwest" Стинлэнд сказал, что внимательное прочтение доклада показывает, что для того, чтобы удовлетворить требования антимонопольных органов, необходимо наложить примерно такое же ограничение как предыдущее.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях