Süddeutsche Zeitung | 19 декабря 2001 г.
Последняя плановая экономика Европы
Михаэль Баухмюллер
Государство диктатора Лукашенко напоминает о советских временах
На M4, шоссе, ведущем из Бреста в Минск, недалеко от столицы Белоруссии, рабочие моют дорожное ограждение. Под моросящим дождем несколько человек подметают проезжую часть. Работа такого рода часто встречается в государстве диктатора Лукашенко, где, правда, почти нет безработицы, но производится мало промышленной продукции, а зарплаты часто хватает только на самое необходимое и немножко ? на водку.
Александр Лукашенко, единоличный правитель с 1994 года, поддерживает последнюю крупную централизованную экономику Европы. Он сам обозначает белорусскую систему как "рыночный социализм": государство контролирует цены, может вмешиваться в управление частными предприятиями и устанавливает курс обмена валют. Большая часть промышленных предприятий находится в руках государства, подход к приватизации ? осторожно-выжидательный. Многие предприятия выживают только за счет государственных субсидий. Само же государство выживает только за счет поддержки со стороны могущественного соседа ? России. Государственные служащие, как и рабочие, занятые на уборке шоссе, получают зарплату с задержкой в несколько месяцев.
Так как рыночный социализм не функционирует, долги Белоруссии растут. "Чем дольше Белоруссия остается в этой ситуации, тем труднее будет из нее выйти, - сказал один западный дипломат, - в конце концов все может рухнуть в один момент". Ночью государство диктатора окутывается темнотой: деревенская администрация очень неохотно включает уличное освещение. Около четверти населения, по данным Международного банка реконструкции и развития, живет ниже уровня бедности.
Надежда связана с Россией
Ввиду такого сомнительного положения, Лукашенко с давних пор играет на воссоединении страны Россией. Создание валютного союза запланировано на 2005 год. Последствие тесных связей: Россия вовлекла соседку в финансовый кризис 1998 года, однако, и облегчила ей выход из него. Многие белорусы не видят этнических различий с русскими. И тот факт, что до воссоединения дело пока не дошло, находится, пожалуй, на совести Москвы: там не слишком заинтересованы в том, чтобы взвалить на себя такую обузу, тем более теперь, когда основные сложности, кажется, преодолены. Тем не менее, Москва продает бедной соседке нефть и газ по льготной цене. В свою очередь, российские нефть и газ транспортируются по белорусским трубопроводам бесплатно.
Неудачи приватизации
Когда Советский Союз развалился, Белоруссия считалась самой передовой из всех советских республик: сельское хозяйство производило так много продукции, что ее хватало не только белорусам. Скоро, однако, рухнула промышленность. Сельское хозяйство уже не вполне удовлетворяет потребности населения в продуктах, и выживает, как и промышленность, по большей части благодаря государственным дотациям. Неудачи приватизации привели к тому, что сейчас предприятия нерентабельны как никогда раньше. Прошлогодний ВВП объемом почти в 30 млрд. долларов все еще ниже показателя 1990 года. Тогда он составлял 35,2 млрд. После 6-процентного роста в прошлом году, в течение первых 9 месяцев 2001 года экономика выросла примерно на 3% - весьма скромный результат в сравнении с другими странами Восточной Европы.
Драматичная ситуация: большинство белорусов еще с советских времен имеет хорошее образование. Так как с приходом Лукашенко страна оказалась в изоляции, их знания остаются невостребованными. Безработица, по меньшей мере, по официальной статистике, не играет никакой роли ? правительство дает цифру в 2,3%. Но по оценке МВФ, скрытая безработица составляет около 10%.
Многие белорусы работают на условиях неполной занятости, и это при средней зарплате примерно в 100 ДМ. В то, что обстоятельства скоро изменятся, большинство наблюдателей не верит. До тех пор, пока Лукашенко не согласится с либеральным курсом и не приблизит Белоруссию теснее к России, в экономической ситуации изменится немного. И, пожалуй, до тех пор, пока сотни белорусов будут мыть дорожные ограждения или подметать шоссейные дороги.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях