Tageszeitung | 19 декабря 2003 г.
Фараон с человеческим лицом
Барбара Кернек
В московской лаборатории антропологической реконструкции свое прежнее лицо получают трупы, скелеты и... фараоны. К услугам специалистов лаборатории при расследовании уголовных дел охотно прибегает милиция.
Когда мы здесь немного адаптировались, то заметили, что на нас сверху, с полок смотрят головы. Гипсовый Иван Грозный. Рядом с ним - Тимур-завоеватель, или Тамерлан, поодаль - Фридрих Шиллер. Добро пожаловать в лабораторию антропологической реконструкции Института этнологи и антропологии РАН!
На весь мир институт прославился в начале 80-х годов - после экранизации бестселлера "Парк Горького" американского писателя Мартина Круза Смита. Герой триллера, главный инспектор Аркадий Ренко, обращается сюда с просьбой восстановить лицо неизвестной девушки, чей труп был полностью обезображен.
Сегодняшний руководитель лаборатории Татьяна Сергеевна Балуева считает описание ее института в романе " отвратительным". Однако она с гордостью подтверждает: "С нашими работами в области криминалистики мы впереди всех".
Только здесь и нигде больше могут с максимальной точностью реконструировать лицо умершего, не важно, умер он десять или десять тысяч лет назад, считает она. Конечно, при наличии исходного материала: черепа или его изображения, полученного методом рентгенографии или ультразвукового исследования.
Лучшей считает московскую команду и британский египтолог Ховард Джонс. В конце прошлого года он послал сюда рентгенограммы черепов мумий нескольких египетских фараонов и их придворных, из тех, что хранятся в Британском музее. Полученные в результате исследования графические изображения покончили с некоторыми прежними представлениями.
Во-первых, не все фараоны из Британского музея оказались теми, за кого их принимали. Мужчина, которого всегда считали знаменитым Рамсесом II (время правления с 1279 по 1213 год до н. э.), не достиг библейского возраста этого могущественного властелина, а умер в возрасте примерно 60 лет. Об этом свидетельствует хорошо заметная на рентгеновском снимке степень стирания его зубов.
Многое говорит в пользу гипотезы, что в действительности это мумия Рамсеса I, дяди Рамсеса II. Он правил всего с 1292 по 1290 год до н. э. И сверх этого - ошеломляющий эффект: портреты, полученные в результате исследований черепов фараонов, не похожи на те, которые известны по их прижизненным статуям и фрескам.
Фараоны Меренра и Аменхотеп III, изображенные Татьяной Балуевой в фас и в профиль, смотрятся как бизнесмены из какой-нибудь современной средиземноморской страны: несколько угрюмые отцы семейств, на лицах глубокие носогубные складки, которые в народе считаются признаком болезни желудка. И никаких больших миндалевидных глаз и маленького аккуратного носа, который придает на фресках, например, Аменхотепу III такой мечтательный вид.
Данный метод был разработан русским антропологом Михаилом Герасимовым в 30-е годы ХХ века. Но лабораторию он смог основать только в 1950 году. После смерти метод Герасимова совершенствовали его ученицы. Татьяна Сергеевна представляет в институте уже третье поколение. Ее отец, сын русских эмигрантов в Бельгии, во время хрущевской оттепели, в 1956 году, вернулся на родину своих предков.
Метод Герасимова сегодня используется во многих странах. Но первоначально он базировался на измерениях, полученных при обмерах мертвых тел, морфология которых отличается от морфологии живых людей.
Большой скачок в деле усовершенствования методики был сделан московской лабораторией во время экспедиций 1988-1992 годов. Ее сотрудники проехали от Чукотки до Камчатки, от Бурятии до Литвы. Было получено более четырех тысяч ультразвуковых изображений представителей практически всех народов, населявших Советский Союз. Целью было не исследование различных популяций, а совершенствование метода реконструкции.
"В результате мы получили среднестатистические значения соотношений между мягким тканями лица и черепом. Тогда мы узнали, что даже индивидуальные черты лица обусловлены строением костей черепа", - говорит Балуева.
Ей хотелось бы самой проверить, насколько их метод годится для коренных народностей Африки и Австралии. Но на те скудные средства, которые сегодня Академия Наук выделяет их институту, это невозможно. И все же у Балуевой нет сомнений в перспективах их метода.
"Например, музеи, - говорит она, - это же хорошо, когда можно увидеть лица давно ушедших людей". И еще криминалистика. "Если надо идентифицировать труп, не имеющий особых примет, то сегодня наши реконструкции - это основное средство".
А не пытались ли вы когда-нибудь по снимку черепа идентифицировать кого-либо из живых людей? "Бывало и такое. Недавно нас пригласили на телепередачу под названием "Сканнер", - рассказывает Татьяна Сергеевна. - Ведущая заранее передала нам рентгеновский снимок черепа и сказала: "Попробуйте этот". Еще во время работы мне бросилось в глаза сходство между возникающим женским лицом и самой телеведущей. Но там были некоторые отличия, и с этим я ничего не могла поделать".
В результате оказалось, что телеведущая принесла собственный снимок. Потом она рассказала то, о чем антропологи не могли знать: несколько лет назад посредством пластической операции она изменила себе изгиб бровей и форму верхней губы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях