The Times | 19 декабря 2005 г.
Варварство начинается с Барби - объекта любви и ненависти
Александра Фреан
Кукла Барби, пластмассовый идол девочек, обычно подвергается различным пыткам, обнаружили ученые. Методы членовредительства разнообразны и креативны, начиная от скальпирования и заканчивая лишением головы, сжиганием, отрыванием конечностей и даже нагреванием в микроволновой печке, сообщают ученые из Университета Бата.
Наблюдения психологов и ученых были обнародованы по итогам углубленного исследования по организации производства, в рамках которого анализировали влияние различных брендов на развитие 7-11 летних детей. Исследователи не намеревались фокусировать внимание именно на Барби, но их поразила ненависть, отторжение и насилие, которое они наблюдали, расспрашивая детей об этой кукле.
Во всех возрастных группах вне зависимости от пола и школы можно проследить проявления насилия и жестокости по отношению к Барби. Ни одна другая игрушка не провоцирует такого негативного отношения.
"Можно было ожидать, что девочки любят своих Барби и ждут от них ответной воображаемой любви. Вместо этого девочки чувствуют к ним ненависть, злятся на них", - говорит Агнес Наирн, участвовавшая в исследовании.
Одно из объяснений этого феномена основано на мысли о засилье Барби - дети реагируют на распространенность этой куклы в самых разных образах, от "модной Барби" до "Барби Елизаветы I" и "Барби-гейши".
"Дети никогда не говорят об одной особой Барби, они говорят о полной коробке кукол Барби. Для них Барби представлена в символическом избытке. Барби - это не нечто особенное, а что-то, с чем можно легко расстаться, их выбрасывают и бросают".
"На более глубоком психологическом уровне Барби превратилась в неодушевленный предмет. Она потеряла ту индивидуальность и теплоту, которая есть у куклы, если ее воспринимают как единственную и неповторимую личность. Это может в какой-то степени объяснять насилие и издевательства".
Предыдущие исследования в США варварства по отношению к Барби предполагали, что девочки ломают кукол потому, что они напоминают им о взрослении в тот момент, когда они все еще привязаны к детству. Однако Наирн не нашла подтверждений этой версии.
Она также отвергает идею, что маленькие толстенькие девочки завидуют, что у Барби есть все, включая тонкую талию. Это больше похоже на реакцию ребенка на игрушку, из которой он вырос.
"Мы говорим о детях возраста 7-11 лет, а подходящий возраст для Барби сейчас - 4 года, хотя она и не выглядит игрушкой, предназначенной для четырехлетних", - добавляет доктор Наирн.
Она и ее коллеги Кристин Гриффин и Патриция Гайя Викс пришли к заключению, что тенденция ломать и портить игрушку беспокоит взрослых больше, чем нужно. С точки зрения ребенка, это не более чем проявление фантазии в обращении с ненужным предметом, точно так же, как можно различными способами сминать жестяную банку, предназначенную для переработки.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях