The Independent | 19 декабря 2007 г.
Предоставив Косово независимость, мы рискуем навлечь на себя опасность
Юрий Федотов
Сегодня Великобритания и Россия присоединятся к другим государствам-членам Совета Безопасности ООН, чтобы обсудить мучительный вопрос о территориальном статусе Косово. Это происходит после того, как закончился четырехмесячный период переговоров между сербами и косовскими албанцами, организованных ООН, - переговоров, на которых стороны пока не смогли прийти к соглашению.
Это тревожный момент для мирового сообщества, так как в регионе менее 10 лет тому назад произошло кровопролитие. Мало кто не согласится со словами министра иностранных дел Великобритании, выразившего желание гарантировать "всеобъемлющее решение для всех Западных Балкан". Великобританию и Россию объединяет стремление к мирному и перманентному урегулированию проблемы.
Однако факт тот, что наши представления о том, каким образом следует прийти к этому урегулированию, чрезвычайно разнятся. С точки зрения России вопрос стоит не только о том, гражданство какой страны будут иметь 2 млн жителей Косово, уже имеющие относительную автономию в составе Сербии. Дело касается принципа территориальной целостности, легитимности международного права и авторитета международной системы.
По всему миру - и не в последнюю очередь в зонах того, что мы называем "замороженными конфликтами" на территории бывшего СССР - односторонняя независимость Косово рискует запустить цепную реакцию претензий сепаратистов. Даже в рамках ЕС несколько государств выразили озабоченность прецедентом, который создаст независимое Косово, зная, что он вдохнет новую жизнь и придаст легитимность сепаратистским движениям на их собственной территории. А на Балканах население Республики Сербской в Боснии и Герцеговине вполне может решить, что этому образованию следует войти в состав Сербии, что создаст вечно изменчивый калейдоскоп новых государств в регионе. Как только будет установлено, что принцип самоопределения стоит выше, чем принцип территориальной целостности, будет сложно доказать, почему любая территория в составе любого национального государства не вправе провозгласить свою независимость.
Более того, на кон поставлены основополагающие положения международного права. Резолюция номер 1244 Совета Безопасности ООН, принятая единогласно менее 10 лет тому назад, недвусмысленно признала территориальную целостность Федеральной Республики Югославия и, соответственно, Сербии. Этот принцип верховенства международного права объясняет, почему миссия ООН в Косово была вынуждена отменить ряд деклараций независимости, принятых ассамблеей этнических албанцев за период с 1999 года. Пока эта резолюция Совета Безопасности ООН остается в силе, любая декларация независимости будет незаконной.
Государства, которые готовы признать Косово в обход ООН, должны осознать, в какой мере их действия фундаментально ослабят международную систему, не наделив независимое Косово никакой дополнительной легитимностью. Не существует прецедентов для создания новообразованного государства неким комитетом государств против воли суверенной державы. Говоря словами министра иностранных дел Кипра Эрато Козаку Маркуллис, "прецедент, который это создаст, подорвет международную систему права, которая существует в политических и юридических системах по всему миру". Если мы верим в важность действий в рамках верховенства закона, о признании независимости Косово не может быть и речи.
Так что же нам следует делать? Как можно достигнуть прогресса в сложном, но ключевом вопросе о Косово? Прежде всего нам необходимо продолжать переговорный процесс между Белградом и Приштиной. Это означает, что следует отменить искусственные крайние сроки, которые были навязаны ранее, и позволить, чтобы обсуждение продолжалось. Главной причиной форсирования независимости Косово называют опасность насильственных действий этнических албанцев против сербских анклавов и представителей международного сообщества. Успешное или долговременное урегулирование ни при каких условиях не может быть осуществлено под давлением страха.
Столь же ключевую роль играет необходимость проводить эти дискуссии без вмешательства со стороны иностранных столиц. Неудивительно, что Приштина с порога отвергла весьма эффективные модели "Гонконг-Китай" и Аландских островов в Финляндии, предложенные Белградом и гарантировавшие максимальную автономию Косово. Всего за несколько недель до того, как между сербами и косовскими албанцами начались официальные дискуссии, Вашингтон четко выразил свое мнение о ценности "бесконечного диалога на тему, по которой мы уже приняли определенное решение". Это не особенно поощряло Приштину к поиску адекватного компромиссного решения.
Не будем забывать, что боснийская война 1990-х годов была не менее запутанной, а страсти - столь же глубокими, чем кризис вокруг Косово в 1999 году. Однако заинтересованные стороны смогли разработать и заключить приемлемое соглашение в Дейтоне. Если это было достижимо для Слободана Милошевича в ноябре 1995 года, нет резонов полагать, что достижение соглашения не под силу правительству Сербии.
На этой неделе Совет Безопасности ООН имеет, возможно, последний шанс объединиться на базе общей позиции и воздержаться от запуска процесса, последствия которого будут намного шире намеченных. Возможности мирного урегулирования косовского вопроса еще не исчерпаны. Пока они не исчерпаны, переговоры должны продолжаться.
Юрий Федотов - посол России в Лондоне
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях