Le Monde | 19 декабря 2011 г.
Конец путинского контракта
Петр Смоляр
Хотя при сравнении "славянской весны" с арабскими революциями следует быть осторожнее, очевидно, что неожиданное гражданское пробуждение в России - медленный яд для власти, пишет Le Monde. "Какими бы ни были последствия этого движения, ничто уже не будет, как прежде, - убежден корреспондент издания Петр Смоляр. - Режим импровизирует, что красноречиво свидетельствует об охватившей его панике, делая вид, что отвечает на либеральные устремления части населения, и организует выдвижение кандидатуры миллиардера Михаила Прохорова в президенты. Не исключена и угроза "пекинизации" Москвы в вопросе полицейского контроля над интернетом, хотя Владимир Путин, выступая в четверг по телевидению, исключил такую возможность".
"Уже можно извлечь главный урок: мы присутствуем при окончании действия путинского контракта. В Рунете он сформулирован так: колбаса в обмен на демократию. Начиная с 2000 года, россияне могли путешествовать, обогащаться, с головой окунуться в потребление. Хотите уехать? Уезжайте. Хотите остаться? Тогда соблюдайте правила игры. Настоящая политика вершится в узком кругу неприкасаемых, которые ни перед кем не отчитываются", - пишет издание. В такой системе "государства права сильнейшего" выборы - простая формальность, депутаты большинства подчиняются приказам, системная оппозиция состоит из партнеров власти, правосудие подвергается манипуляциям, а СМИ являются лишь каналом передачи указаний власти. Поэтому на протяжении десятилетия, руководствуясь инстинктом самосохранения или усталостью, большинство россиян замкнулось на повседневной жизни и своей семье, отмечает издание.
"Россиян часто называют апатичным народом. На самом деле, поправки в этот контракт стали вноситься еще до 4 декабря, - констатирует Петр Смоляр. - Однако размеры страны, могущество пропаганды и отсутствие на Западе интереса к событиям в России не позволили оценить масштабы этого процесса. Кроме того, европейские и американские лидеры тоже подписали этот контракт в надежде, что Россия станет надежным партнером". Тем не менее, пробуждение гражданского общества началось еще несколько лет назад: простые граждане стали объединяться в неправительственные организации и партии, воспринимаемые властью, для которой любой протест означает предательство, как угроза. Те, кто вышел 10 декабря на митинги, не хотели революции, они хотели, чтобы их права соблюдались.
"Фальсификации в России - давняя практика, - продолжает издание. - Но на этот раз масштабы нарушений в сочетании с непопулярностью "Единой России" всколыхнули социальные сети. А сделанное в конце сентября заявление об обмене постами между Путиным и Медведевым исключило вариант мирной либерализации системы. Идея продиктованного сверху политического сценария вызвала раздражение у городской, молодой, открытой миру России. Правда, это не вся Россия. Есть и другая - Россия робких и послушных пенсионеров; Россия чиновников, извлекающих выгоду из беспрецедентной коррупции; Россия сотен тысяч агентов репрессивного аппарата; Россия "Роснефти" и "Газпрома"; иными словами, та Россия, которую вполне устраивает пресловутая стабильность, которой хвастается Владимир Путин".
"Однако возмущенная Россия прижала власть к стенке. На Западе часто говорят об авторитарных наклонностях российского режима. Они действительно имеют место, но дело не только в них. Эта власть слаба, она задыхается и неспособна сформировать современное руководство, разработать эффективный план децентрализации. Эта система, которая держится на силе, а не на законе, на феодальных отношениях, а не институтах, несет в себе зародыш собственной гибели. И это - вопрос времени", - пишет в заключение издание.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях