Статьи по дате

Inopressa | 19 декабря 2014 г.

Царнаев впервые за полтора года лично явился в суд

Обзор прессы

Многие американские газеты сообщают, что в четверг в Бостоне прошел последний этап предварительных слушаний по делу о взрыве на финише Бостонского марафона. В суде впервые с июля 2013 года присутствовал обвиняемый - Джохар Царнаев.

Как поясняет The New York Times, смысл вчерашнего заседания состоял в том, чтобы дать Царнаеву возможность заявить отвод своим защитникам в суде (этого он делать не стал и лишь "тихо сказал судье, что своими адвокатами доволен"). Слушания длились около 25 минут - большую часть этого времени обвиняемый "слегка развалившись сидел на стуле и часто трогал свою шкиперскую бородку", говорится в статье.

На заседание пришли пострадавшие в результате теракта и родственники жертв, а также сторонники Царнаева. Их разместили не только в зале суда, но и в дополнительных комнатах, где была организована прямая трансляция. На заседании, среди прочих, присутствовала Елена Тейер, теща Ибрагима Тодашева, убитого в 2013 году агентом ФБР во время допроса. Тодашев проходил по делу о тройном убийстве в Уолтэме, штат Массачусетс. Как заявили представители ФБР, он рассказал агентам, что в деле замешан Тамерлан Царнаев (старший брат Джохара), после чего стал угрожающе себя вести.

Когда Царнаева выводили из зала суда, Тейер что-то сказала ему по-русски. Приставы вывели ее из помещения, но прежде, чем это произошло, она, обращаясь к суду, произнесла по-английски: "Перестаньте убивать невиновных людей! Пожалуйста, не убивайте невиновного мальчика!" После этого в разговоре с журналистами она пояснила: "Я сказала ему, что его здесь многие поддерживают".

Еще несколько сторонников Царнаева собрались у здания суда. Они пришли с плакатами, на одном из которых перечислялись заслуги обвиняемого, в частности, то обстоятельство, что он был капитаном сборной по борьбе. У группы поддержки случилась короткая перепалка с одним из пострадавших в результате теракта, который из-за взрыва лишился ноги.

Рассмотрение дела по существу запланировано на январь - 5 января должно состояться назначение членов коллегии присяжных. Представители Царнаева в суде заявили, что постараются перенести суд на более поздний срок (какой именно, они не уточнили).

The Boston Globe добавляет несколько штрихов к описанию внешнего вида Царнаева и его манеры держаться: как пишут Милтон Валенсия и Патрисия Уэн, он был "хорошо одет, рассудителен и встревожен", причем встревожен он был "в большей степени, чем при предъявлении обвинений в июле 2013 года". Подобно The New York Times, корреспонденты The Boston Globe отмечают, что Царнаев "временами касался своего лица и совершал нервозные телодвижения". Отвечая на поставленный судьей вопрос, он был "вежлив".

Приводятся и некоторые подробности конфликта между пострадавшим из-за теракта и сторонником Царнаева. У последнего, как пишет бостонская газета, была табличка с надписью "Доказательства есть?". Отвечая на этот вопрос, Марк Фьюкарайл, который из-за взрыва остался без ноги, поднял вверх свой протез. "Как я и говорил, они все вольны иметь свое мнение, - сказал он журналистам. - У них есть сторонники, у нас тоже есть сторонники. К счастью, я жив и рад быть здесь".

Ходатайство о переносе начала слушаний по существу защитники Царнаева мотивировали тем, что "у них не было возможности как следует подготовиться и что их работа застопорилась из-за недавних событий. Что это за события, они не сказали". Окружной судья Джордж О'Тул, "похоже, нацелен на то, чтобы начать [процесс] 5 января", делятся наблюдениями корреспонденты The Boston Globe. В случае обвинительного приговора Царнаеву грозит смертная казнь.

Генри Гасс, автор статьи в The Christian Science Monitor, задается вопросом, есть ли у Царнаева шансы на справедливое судебное разбирательство, если оно, как и намечено, состоится в Бостоне, "примерно в трех милях от финишной черты марафона".

"После взрывов на Бостонском марафоне Бостон показал, что может быть сильным. В начале января над городом будет реять другой вопрос: может ли Бостон быть справедливым? Или, говоря более конкретно, найдется ли среди бостонцев 18 человек, которые смогут проявить справедливость?" - пишет Гасс.

В Бостоне многие оказались прямо или косвенно затронуты терактом, местные СМИ подробно освещали дело Царнаева и процесс восстановления города после произошедшего, говорится в статье. Адвокаты обвиняемого неоднократно требовали изменить место судебного разбирательства, ссылаясь на "огромное предубеждение" местной общественности против их клиента.

Известный бостонский адвокат Мартин Вайнберг назвал дело Царнаева "лакмусовой бумажкой" для федеральных органов уголовного правосудия США: "Если мы не хотим военных трибуналов, если мы не хотим Гуантанамо, в Бостоне (или там, куда будет перенесен процесс) мы должно продемонстрировать, что органы уголовного правосудия в состоянии обеспечить этому в высшей степени непопулярному человеку очень справедливый суд".

Исходя из того, "как события развивались в случае с другими недавними делами", Гасс высказывает мнение, что "справедливую [коллегию] присяжных сформировать можно". В то же время он призывает не забывать о специфике дела Царнаева: его будут судить "за один из самых тяжелых случаев внутреннего терроризма на американской территории".



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru